Cтраница 3
В настоящий момент сбор неопубликованных документов осуществляется Центром прежде всего на базе материалов, присылаемых на разного рода конкурсы, инициированные Минкультом и секцией публичных библиотек РБА. Эти документы группируются, описываются и включаются в каталог, выставленный в Интернет на портале Library, ru с последующей реализацией электронной доставки этих документов. Аналогичная работа ведется и с опубликованными источниками ( книги, статьи) по тематике муниципальных библиотек. На портале будут доступны инструктивно-методические материалы в помощь библиотекам и разрешенные к публикации материалы самих муниципальных библиотек, материалы по местному самоуправлению, праву, краеведению, экологии, по истории библиотек. [31]
Задачей на будущее является объединение ресурсов библиотек в Сводном национальном каталоге и создание на его основе сетевых услуг, в том числе Электронного межбиблиотечного абонемента с использованием технологии электронной доставки документов. Работа по реализации такой задачи должна строиться на корпоративных началах. [32]
Методические материалы к практическим занятиям представляют собой предварительно отобранные и оцененные Интернет-адреса тематических электронных ресурсов и комментарии к ним. Предусматривается интерактивная практическая работа студента с ресурсами, в том числе составление каталогизационной записи ( запись метаданных), отработка навыков оценки удаленных электронных ресурсов, отработка других практических навыков работы в электронной библиотеке ( сканирование печатных и других материалов, электронная доставка документов и проч. [33]
Представленная модель должна быть сконфигурирована в гетерогенной сетевой среде и поддерживать открытые стандарты передачи и хранения информации. В необходимый список средств реализации входит распределенная система баз данных ( с унифицированным описанием ресурсов в MARC-формате) и Web-серверов, стандарт хранения и структуризации информации - XML, кросс-платформенные языки программирования, сетевая инфраструктура, комплект оборудования для поддержки службы электронной доставки документов и хранения цифровых коллекций, защита от несанкционированного доступа и изменения содержимого портала стандартными средствами Web-сервера и операционной системы. [34]
Растет и количество обращений к такой услуге, как электронная доставка документов. В большей степени это пока относится к электронной доставке документов между филиалами ЦБС Люблино, поскольку практически все они оснащены необходимыми для этих работ техническими средствами и не связаны с вопросами оплаты данной услуги. Электронная доставка документов между филиалами актуальна не только для книг, но и для периодических изданий, поскольку комплектование каждой конкретной библиотеки имеет специфику и зависит от многих условий, начиная с ее расположения в районе и соответственно контингента обслуживаемых читателей, и, заканчивая объемом отпущенного на комплектование финансирования, от которого напрямую будут зависеть количественные и качественные показатели фонда. [35]
Роль электронной доставки в обслуживании пока невелика ( 10 % от МБ А и соответственно 0 1 % в общем обслуживании), но дает возможность непрерывного пополнения. [36]
Служба доставки электронных копий первоисточников предлагает всем пользователям баз данных ИНИОН на оптических компакт-дисках или в Интернет оперативную доставку копий источников ( статей из журналов и сборников), находящихся в фондах библиотеки ИНИОН. Копии высылаются по электронной почте или через Интернет. Работает также электронная доставка копий источников из фондов многих российских и зарубежных библиотек. [37]
Говоря об обеспечении пользователей Центра электронными ресурсами, нельзя не коснуться проблемы электронной доставки документов ( ЭДД), которая является своего рода связующим звеном между традиционными библиотечными и новыми информационными технологиями. С одной стороны, ЭДД следует рассматривать как часть традиционной библиотечной технологии. С другой стороны, саму технологию электронной доставки можно отнести к такому новому понятию, каким являются электронные библиотеки. [38]
Естественно предположить, что для успешного развертывания службы ЭДД [1] следует иметь автоматизированную технологию, в которой число ручных операций сведено к минимуму. Понятно также, что в зависимости от технической и программной оснащенности библиотеки степень автоматизации процессов может быть различной. В ЦНСХБ разработана и развивается специализированная система ( Менеджер Электронной Доставки Документа - МЭДД), позволяющая в достаточной степени автоматизировать контроль за процессом получения электронной копии документа и доставки ее заказчику. Система содержит базы заказчиков, заказов, партнеров по выполнению заказов на документы, счетов заказчиков, договоров и платежных документов, а также электронных копий. В системе генерируются необходимые письма для взаимодействия с заказчиком. [39]
Возможность работы в распределенной среде - это новый уровень развития МБА / ЭДД, именно такую задачу ставит перед собой АРБИКОН, ее нам совместно и предстоит решить. Именно тогда можно будет утверждать, в России создана система электронной доставки документов. [40]
Научная библиотека ПетрГУ является, в основном, потребителем услуг и получает значительно больше документов, чем высылает сама. Для карельских библиотек разных ведомств и филиалов ПетрГУ, Научная библиотека предоставляет бесплатные услуги по электронной доставке документов. [41]
Таким образом, результаты анализа убедительно доказывают, что все большую роль в деятельности специалистов здравоохранения приобретает информация, публикуемая в электронных журналах и реферативных Internet-сборниках. Удовлетворение потребности в такой информации возможно лишь при соответствующем развитии телекоммуникационных средств. Если раньше сроки доставки статьи, запрашиваемой по МБА, могли достигать 2 - 3 недель, то при использовании системы электронной доставки документов ( Русский курьер, Российский он-лайновый информационный центр, МБИАЦ) сроки доставки сократились до 2 - 3 дней. [42]
Для копии, которая изготавливалась на основании источника, имеющегося в фондах ЦНСХБ, адресная ссылка формируется в документе - библиографическом описании статьи, представленном в электронном каталоге. Что касается материалов, которые в настоящее время заказываются из источника, находящегося в ЦНСХБ, но не имеющего постатейной росписи в электронном каталоге, то предполагается организация соответствующей ссылки для номера журнала ( обычно это журналы или сборники) в электронном каталоге журнала. При этом в качестве библиографического описания будут выступать те сведения об авторе, названии статьи и страницах, которые использовались при выполнении заказа и записаны в базе заказов службы электронной доставки документов. [43]
Во всем мире сейчас развивается система дистанционного образования. Обсуждается вопрос об участии библиотеки в электронной доставке методических материалов студентам дистанционной формы обучения. [44]
Однако в условиях информационной революции любой, даже самый богатый, локальный библиотечный фонд становится все более ограниченным. Внедрение современных информационных технологий в образование требует привлечения большого объема информационных источников различных видов. При этом для пользователей становится несущественным, имеется ли в библиотечном фонде необходимый документ. Современные коммуникационные технологии предполагают глобальное расширение способов доставки информации от традиционной выдачи книги из библиотечного фонда и межбиблиотечного абонемента до доступа к полнотекстовой базе данных и электронной доставки документа через локальную или глобальную сеть. [45]