Cтраница 2
Маклин, директор государственного института изучения деятельности мозга и поведения, примерно в то же время, что и А. Лурия, сделал открытие, что наш мозг не представляет собой единый орган. Наше поведение регулируется спинным мозгом, промежуточным мозгом, полушариями головного мозга. Все они постоянно взаимодействуют, оставаясь, однако, относительно самостоятельными органами, которые в силу своей самостоятельности могут даже противопоставляться. Индивидуальное развитие этих участков мозга в значительной мере определяет нашу личностную структуру. [16]
Типы активационных функций нейронов. [17] |
Хебб [8], изучая клеточные механизмы деятельности мозга, сформулировал правило обучения, которое увеличивает силу связи между пре - и постеинаптическим нейронами, если активность обоих совпадает во времени. [18]
Это несколько затянувшееся вступление в область бессознательной деятельности мозга показывает, о каком сложном и небесспорном предмете пойдет речь. Правда, не все в нем так туманно, как телепатия и биополе. Есть вещи и совершенно реальные. [19]
Но деятельность сердца тесно связана с деятельностью мозга. И действительно, мозг человека также подчиняется правилу золотой пропорции. [20]
Электрокардиограмма человека. [21] |
Но деятельность сердца тесно связана с деятельностью мозга. И действительно, мозг человека также подчиняется правилу золотой пропорции. Конфигурация нейронных сетей представляет собой колебательные электрические цепи. Различным состояниям мозга соответствуют колебания с разными частотами. [22]
Рассмотрим аналогию между работой машины и деятельностью мозга человека. Когда человек впервые садится за руль автомобиля, все функции управления выполняются головным мозгом ( который способен решать самые сложные и весьма разнообразные задачи), а ведет человек машину медленно и неуверенно. В дальнейшем, в результате обучения и практики, значительная часть простейших функций управления начинает выполняться автоматически. Аналогичные процессы происходят и при повышении квалификации рабочих самых различных профессий. В результате обучения вырабатываются определенные автоматизмы управления, обусловливающие четкие и эффективные действия рабочего на конвейере, слесаря, такаря и пр. [23]
В этой главе речь пойдет о такой деятельности мозга, связь которой с неосознаваемыми функциями строго не установлена, однако и к сознательным явно не принадлежит. Конечно, вообще в деятельности нашей психики еще очень много неизученного, а кроме того, по-видимому, есть и такое, о чем мы в принципе не догадываемся, не знаем, что это можно и нужно изучать. [24]
Их невозможно изучить, исследуя лишь частные приемы деятельности мозга или работу отдельных нервных клеток. Нужен метод, который позволил бы понять, как функционируют сложные ансамбли из многих нейронов. [25]
Конечно, при осуществлении любого из перечисленных видов деятельности мозга имеет место работа нервных центров. Однако, поскольку алгоритмы не имеют прямого соответствия с организацией мор-фофизиологических систем мозга, оказывается необходимым участие многих отделов мозга. Каждый из них выполняет свою специфическую роль в комплексной работе. Но эта роль не могла быть выявлена нейрофизиологическими экспериментами. Между исследуемым процессом формирования поведения и активностью нервных структур возникает такая сложная система промежуточных информационно-структурных преобразований, что ученый лишается возможности устанавливать функции как всей системы в целом, так и ее отделов. Фактически не удавалось подойти к раскрытию механизмов работы мозга, выявить ту роль, которую играет каждый отдел, и такую специфику в организации взаимодействия нервных центров, которая могла объяснить, каким образом работа мозга в целом приводит к возникновению психических явлений. Подводя итоги эксперименталь -, ных и клинических Исследований, ученые часто приходили к выводу, что в осуществлении любой психической деятельности и любого поведения принимает участие весь мозг как целостная система. Для того чтобы преодолеть возникающие трудности, ученые делали попытки глубже проанализировать строение отдельных - нервных клеток, биохимические процессы, ответственные за процесс возбуждения, структуру проводящих путей, определяющих характер связей между отделами мозга. [26]
Сущность мыслительной деятельности состоит, по существу, в аналитико-синтетической деятельности мозга. [27]
Много копий поломано при обсуждении роли электрических полей в целостной деятельности мозга. [28]
Вторая проблема, на которой интересно остановиться, обсуждая бессознательную деятельность мозга - не-стинарство. Существовало оно только в Болгарии ( сейчас энтузиасты возрождают его), но в каких-то иных формах встречается и у других народов. [29]
Речевое функционирование в своем возникновении и развитии опирается на аналитико-синтетическую деятельность мозга, в основе которой лежит непосредственное восприятие действительности через первую сигнальную систему. Поэтому, несмотря на все значение второй сигнальной системы как во всей нашей жизни, так и в учебном процессе, ее не следует отрывать от роли и влияния первой сигнальной системы. Только в непосредственном взаимодействии с первой сигнальной системой вторая сигнальная система с протекающими в ней процессами создает необходимую основу для развития человеческого мышления. Это положение имеет важнейшее значение для теории обучения. Оно говорит о том, что слово, речь хотя и находится в основе обучения, но выполняет свою роль тогда, когда исходит из действительности и подтверждается действительностью. Излишнее увлечение вербальным методом, без анализа действительности с помощью органов чувств приводит либо к формальному заучиванию абстрактных положений, либо к искажению взглядов на действительность. [30]