Cтраница 3
В своем возникновении и развитии речевое функционирование опирается на аналитико-синтетическую деятельность мозга, в основе которой лежит непосредственное восприятие действительности через первую сигнальную систему. [31]
Таким образом, мы считаем что кроме психического как только деятельности мозга существуют также процессы, которые; являясь целиком психическими, внутренними, могут быть отнесены к деятельности человека, а не только его мозга. Эти процессы имеют мотивацию и цели, в них осуществляются операции преобразования объекта, и они регулируются зналитико-синтетичес-кой деятельностью мозга, а сами осуществляются, как говорит П. Я. Гальперин, чтобы узнать, что получится, если эти акты: мысленного преобразования объекта будут осуществлены реаль но. Тем самым рассматриваемые процессы сами выполняют регулирующую функцию по отношению к внешней практической ( ш теоретической) деятельности, как это и положено психическим, процессам вообще. [32]
Органы чувств человека ( рецепторы) и связанная с ними сигнальная деятельность мозга способны воспринимать огромное разнообразие качеств и свойств объективного мира. [33]
Помимо устройства отдельной нервной клетки относительно хорошо изучены глобальные аспекты деятельности мозга - специализация его больших областей, функциональные связи между ними и т.п. В то же время мало известно, как же осуществляется обработка информации на промежуточном уровне, в участках нейронной сети, содержащих всего десятки тысяч нервных клеток. [34]
В первой главе были проанализированы два основных класса переменных, характеризующих деятельность мозга. Взятый в качестве модели процесс воспроизведения речи показал возможности, открывающиеся благодаря модификации этих двух переменных. Во второй главе были детально рассмотрены данные, свидетельствующие о пластичности мозга и его способности к постоянным изменениям; однако мы еще не говорили о свойствах самого механизма, который делает возможным осуществление таких изменений. При игре на скрипке, флейте или органе участвуют те же самые основные переменные, что и в речевом общении, хотя сами инструменты различаются тем, как они воспроизводят звуки. [35]
Это позволяет считать правомерным исследование электроэнцефалограммы ( ЭЭГ) для понимания деятельности мозга человека как сложной системы. [36]
Мы уже говорили о том, что в происхождении нарушений развития и деятельности мозга препатально алкоголизированных животных существенную роль играют нарушения белкового синтеза. Согласно имеющимся данным, синтез белков в мозге таких животных подавлен. Поэтому особое значение приобретает исследование состояния белоксинтезирующего аппарата мозга при воздействии этанола в антенатальном периоде. [37]
Относительная радиоактивность тканей плода. [38] |
Совершенно очевидно, что неполноценное функционирование ГЭБ может приводить к различным нарушениям деятельности мозга. Именно это и происходит в организме животных, перенесших пренатальную алкоголизацию. [39]
Но при засыпании человека, что сопровождается обычно преобладанием медленной активности в электрической деятельности мозга, медленные волны могли появляться одновременно в ЭЭГ и МЭГ или только в ЭЭГ, или только в МЭГ. Подобные эпизодические рассогласования в показателях МЭГ и ЭЭГ были обнаружены у больных эпилепсией во время их бодрствования. Эти факты свидетельствуют о возможности получения новой информации о деятельности мозга с помощью метода МЭГ. [40]
Существует две возможности интенсификации творческого процесса: сделать машину, которая имитировала бы деятельность мозга, усиливая ее с помощью посторонней энергии, или искать принципиально новые методы творческой работы. [41]
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в условиях эксперимента удается лечить нарушения деятельности мозга у потомства алкоголизированных животных. Уже эта экспериментально доказанная возможность делает целесообразным дальнейший научный поиск в этом направлении. Однако, каковы бы ни были результаты этого поиска, даже если они окажутся самыми успешными, главное заключается в предотвращении описанных расстройств: во-первых, потому, что любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем лечить; во-вторых, потому, что вызываемые алкоголизацией родителей нарушения функций мозга у потомства представляют собой необратимые нарушения развития, о полном излечении которых сегодня не может быть и речи. [42]
Учение о высшей нервной деятельности указывает, что з основе восприятия лежат процессы деятельности мозга и сознание воспринимаемого предмета. Что же касается наших чувств и их физиологического механизма, в том числе и таких важнейших в педагогическом отношении, как зрение и слух, то они являются средством, проводящим определенное раздражение, анализатором ощущения, однако средством, находящимся с деятельностью мозга в сложной связи и взаимозависимости. [43]
Иногда возникает вопрос, почему воздействие внешних усиленных ЭМП не вызывает катастрофических нарушений в деятельности мозга. Частично устойчивость мозга к ЭМП можно объяснить структурными особенностями нервной ткани, в которой каждая клетка имеет свою электрическую активность. Эти малые отдельные ЭМП удерживаются в несинхронном состоянии. [44]
Это же имеется в виду, когда говорится о возможности мышления не только как деятельности мозга, но и как деятельности человека [ 104, с. [45]