Cтраница 3
Термоокислительпую стабильность загущенных масел определяют на установках ИКМ-1 и Fetter W-1 по приросту вязкости ( в % к исходной) за время испытания. Повышение вязкости для загущенных масел происходит значительно резче, чем для незагущенных. Это объясняют не только окислением, но и интенсивным испарением основ загущенных масел и повышением концентрации вязкостных и многофункциональных присадок. В последнее время проявляется тенденция к снижению допустимых значений повышения вязкости, благодаря использованию для загущенных масел основ с невысокой испаряемостью и эффективных ингибиторов окисления. [31]
![]() |
Влияние температуры на деструкцию ПИБ при облучении ( мощность дозы излучения 130 Вт кг [ 111, с. 1531. [32] |
При облучении загущенных масел одновременно протекает радиолиз полимеров и основ. Образующиеся радикалы полимера могут взаимодействовать как между собой ( процесс структурирования), так и с радикалами углеводородов, входящих в состав масла. По мере уменьшения концентрации полимера в загущенном масле радикалы полимера чаще соединяются с радикалами, образовавшимися при радиолизе масла, поэтому усиливается процесс деструкции полимера и снижается его молекулярная масса. При этом деструкция не происходит и молекулярная масса полимера сохраняется. [33]
![]() |
Результаты испытаний масел групп В, и Г, на двигателе ЗИЛ-130 ( в баллах. [34] |
Методы испытания загущенных масел, применяемые в СССР. Физико-химические и некоторые эксплуатационные свойства масел определяют по результатам лабораторных и квалификационных ( краткосрочных) испытаний на одноцилиндровых установках и на полноразмерных двигателях. Длительные эксплуатационные испытания позволяют всесторонне охарактеризовать качество масла, но они дороги и требуют большого количества масла. [35]
Определение стабильности загущенных масел описано в гл. [36]
![]() |
Изменение вязкости масел в зависимости от температуры. [37] |
Недостатком ряда загущенных масел является повышенная испаряемость их основ, из-за которой увеличивается расход масла и быстрее растет его вязкость. Этот недостаток можно устранить, применяя основы узкого фракционного состава, синтетические масла или их смеси с нефтяными. [38]
Понизить испаряемость загущенного масла можно, применяя в качестве основы нефтяную фракцию с высокой температурой кипения и нормированным фракционным составом. [39]
При работе загущенного масла вязкостные присадки подвергаются термической и термоокислительной деструкции, в результате чего образуются газообразные и низкомолекулярные продукты ( окись углерода, спирты, сложные эфиры и др.), а также продукты деполимеризации. Некоторые из них, например вещества, содержащие азот, серу, фосфор, галогены, могут быть токсичными. Однако содержание вязкостных присадок в маслах обычно не превышает 4 %, поэтому продукты деструкции их, вероятно, не могут заметно усиливать токсичность загущенного масла; эти вопросы пока еще мало изучены. [40]
Для получения загущенных масел с относительно пологой кривой вязкости следует использовать масляную основу с максимально малой вязкостью, разумеется, достаточно стабильную к испарению в условиях работы масла в двигателе. [41]
![]() |
Вязкость загущенных. [42] |
Зависимость вязкости загущенных масел от градиента скорости сдвига имеет большое значение для энергетических и динамических характеристик многих классов гидроприводов, в которых применяются эти масла, так как они отличаются нелинейностью закона вязкого трения. [43]
Низкая вязкость загущенных масел при холодном запуске двигателей обеспечивает легкость запуска и наименьшие их износы. [44]
Выделяются показатели загущенных масел ( температура застывания) АКЗП-6 и АКЗП-10: хотя они и получаются сернокислотной очисткой, но имеют низковязкую основу. [45]