Cтраница 2
Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи - спад ( остановка) производства - сокращение доходной базы бюджета - потребность в кредите для его финансирования. [16]
Бюджетная политика правительства России заходит в тупик. Собираемость налогов падает, доходная база бюджета сокращается. Налогоплательщики не верят государству и используют все законные и незаконные средства для ухода от уплаты налогов. Государство, не собирая доходов, усиливает налоговое бремя и налоговые репрессии. Налогоплательщики в ответ предпринимают еще большие усилия для неуплаты налогов. [17]
Основными функциями налогов являются фискальная и стимулирующая, или регулирующая. Фискальная функция означает, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней. Стимулирующая, или регулирующая, функция означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. [18]
В налоговой системе РФ, согласно положениям Закона Об основах налоговой системы РФ, налог на прибыль определен как федеральный налог, распределяемый между федеральным и региональным бюджетами. С помощью налога на прибыль в большой степени происходит регулирование доходной базы бюджетов субъектов РФ. [19]
Перечень льгот довольно широк. На практике это часто приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности ухода от налогов. Действующие налоговые стимулы не всегда дают должный эффект, тогда как опыт других стран доказывает, что продуманными льготами можно в значительной степени стимулировать производство. [20]
От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние предприятий и формирование доходной базы бюджетов разных уровней. [21]
Рассматриваются недостатки формирования прибыли, исчисления валового и хозрасчетного дохода, роль этих показателей в организации полного хозрасчета и самофинансирования. Анализируются проблемы регулирования прибыли и рентабельности, платежей в бюджет в условиях нормативного метода распределения, формирования доходной базы бюджета и бюджетного финансирования в новых условиях. Освещаются вопросы совершенствования финансово-бюджетного и финансового планирования в отраслях народного хозяйства. Высказываются предложения, направленные на усиление воздействия финансового механизма в условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. [22]
Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета. [23]
Очевидно, решение этих задач невозможно без широкого использования прогрессивных компьютерных технологий при обработке информации, которой располагают налоговые и другие государственные органы. Главным шагом в этом направлении является создание единого реестра налогоплательщиков и общей информационной системы налоговых, финансовых и иных органов, отвечающих за исполнение доходной базы бюджета. [24]
Однако реформа 1947 г. не смогла полностью ликвидировать последствия войны в сфере денежного обращения, так как для этого не было еще создано всех объективных предпосылок в виде устойчивой доходной базы бюджета, роста социалистич. Денежные средства государственных и кооперативных промышленных и торговых предприятий, находившиеся на текущих счетах в банках, переоценивались по соотношению 100: 4; по этому же соотношению были пересчитаны заработная плата, пенсии, пособия и все др. виды трудовых доходов. Одновременно была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами и осуществлен переход к свободной торговле по единым государственным ценам. Золотое содержание лева установлено в 0 130687 г чистого золота. [25]
В целях более активного участия предприятий и организации в развитии районного и городского хозяйства, повышения заинтересованности местных Советов в результатах работы предприятий и организаций, расположенных на их территории, признано необходимым, чтобы в бюджеты районов и городов передавалась часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского, краевого и областного подчинения. Совет Министров СССР и советы министров союзных республик определят размеры и порядок передачи указанных выше отчислений в бюджеты районов и городов, а также примут другие необходимые меры для укрепления доходной базы районных и городских бюджетов, расширения источников финансирования и увеличения средств, оставляемых в распоряжении районных и городских Советов депутатов трудящихся. [26]
В целях более активного участия предприятий и организаций в развитии районного и городского хозяйства, повышения заинтересованности местных Советов в результатах работы предприятий и организаций, расположенных на их территории, признано необходимым, чтобы в бюджеты районов и городов передавалась часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского, краевого и областного подчинения. Совет Министров СССР и Советы Министров союзных республик определят размеры и порядок передачи указанных выше отчислений в бюджеты районов и городов, а также примут другие необходимые меры для укрепления доходной базы районных и городских бюджетов, расширения источников финансирования и увеличения средств, оставляемых в распоряжении районных и городских Советов депутатов трудящихся. [27]
Однако почти во всех странах рост доходов сильно отстает от роста расходов, причем за последние годы в связи с усилением темпов экономич. Наиболее благоприятные возможности для укрепления доходной базы бюджета создает национализация частной собственности. Так, в результате экспроприации собственности 100 семей, к-рые держали в своих руках экономику Египта, пр-во ОАР получило в свое распоряжение имущество на 1 млрд. егип. Включение в ОАР и Бирме доходов национализированных предприятий в систему общегосударственных финансов привело к тому, что доходы от государственных предприятий составляют св. [28]
Особую роль в развитии бюджетного федерализма приобретает реальный финансовый и налоговый потенциал, основанный на использовании имущества и имущественных комплексов различных субъектов вещных прав независимо от форм собственности, для формирования доходной базы бюджета конкретного административно-территориального образования. Перераспределение финансовых ресурсов через налоги и механизм кредитно-банковского обслуживания вертикально интегрированных систем в пользу крупных финансовых центров приводит к истощению доходной базы территориальных бюджетов. Необходимо проработать различные аспекты управления собственностью и формирования доходной базы бюджетов субъектов РФ. За основу механизма реформирования межбюджетных отношений целесообразно принять максимально возможное сочетание отдачи от объектов собственности и закрепленных источников формирования бюджетов субъектов РФ. [29]
Часто НДС называют европейским налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах - членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета ЕЭС. В 1979 г. ими были согласованы размеры налоговой базы по НДС, создан совместный фонд средств, пополняемый за счет ежегодных отчислений в пределах 1 % от НДС. Введенный в 1954 г. во Франции НДС на основе преобразования налога с оборота НДС стал применяться в других странах как налог на производство. Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присущи и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. [30]