Cтраница 3
Негерметичные бочки и контейнеры следует незамедлительно убирать из хранилищ, разлившиеся материалы ликвидировать. Удаление, утилизация, сжигание отходов, пролитых и отработанных смазочных материалов необходимо осуществлять в соответствии с государственными нормативными актами и процедурами, установленными компанией. Все участвующие в очистке производственных помещений, в работе с отходами и отработанными материалами обязаны использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Слитое моторное масло, смазочно-охлаждающие жидкости, прочие материалы, загрязненные бензином и легковоспламеняющимися растворителями, надо держать в безопасном месте, подальше от потенциальных источников возгорания, до тех пор, пока они не будут должным образом удалены. [31]
Значительная часть попадающих в биосферу нефтепродуктов приходится на отработанные смазочные материалы: масла, пластичные смазки и смазочно-охлаждающие технологические средства ( СОТС), которые в связи с высокой токсичностью, канцерогенностью и низкой биологической раз-лагаемостью ( 10 - 30 %) представляют собой существенную экологическую опасность. [32]
Технология деструктивной переработки отработанных масел основана на использовании термического крекинга - процесса хорошо изученного и достаточно часто применяемого в нефтепереработке. Применение термического крекинга весьма эффективно, особенно при переработке сложных смесей отработанных смазочных материалов различного назначения. В работе [169] указывается, что с помощью термического крекинга можно получить широкую гамму газойлевых продуктов: от легких индустриальных масел до деметаллизированных тяжелых масел. [33]
Сбор и утилизация отработанных смазок в широких промышленных масштабах позволит более полно решить проблему охраны окружающей среды, а также существенно расширить ресурсы сырья для производства нефтепродуктов различного назначения. Важнейшей и весьма сложной задачей в этом до сих пор новом направлении рационального использования отработанных смазочных материалов является организация сбора отработанных смазок и формулирование требований к их качеству для последующей переработки и использования. [34]
Подшипники качения смазывают минеральными маслами и пластичными смазками. Первый способ имеет следующие достоинства: уменьшается пусковой момент; допускаются более высокие скорости вращения и температуры в узлах трения; упрощается замена отработанного смазочного материала; обеспечивается возможность применения простого способа смазки - разбрызгиванием. Но не менее важные достоинства имеет и второй способ: более редкий уход за подшипниками, что особенно важно при изолированных смазочных точках; простота уплотнения узлов трения и отсутствие вытекания из них смазки; более высокая надежность работы таких объектов, где случайное прекращение подачи смазки может вызвать аварию. [35]
Принятые в СНГ методы защиты от биопоражения - озонирование и ультрафиолетовое облучение - за рубежом сейчас признаны непригодными. Известен положительный опыт с использованием радиоактивного излучения, но это требует значительных капитальных затрат. Наиболее эффективным средством остается ввод биоцидов и использование биостойких СОТС. Английской фирмой London and Coastal, занимающейся сбором и переработкой отработанных смазочных материалов, организован новый вид услуг - стерилизация СОТС для металлообрабатывающей промышленности. [36]