Cтраница 2
Диалектический материализм не допускает таких прогнозов. [16]
Диалектический материализм рассматривает науку как процесс все более совершенного отображения реального внешнего мира. [17]
Диалектический материализм, подтверждаемый всем опытом прошлого и настоящего, заставляет нас помнить, что основой знания служит опыт, а опыт всегда ограничен. Только в рамках обобщенного опыта верна теория. Она перестает быть верной, когда выходит за эти рамки. [18]
Диалектический материализм не только допускает, но и требует проявлений изменяемости и эволюции вещества. [19]
Диалектический материализм учит, что развитие человеческого познания идет от относительной к абсолютной истине, что исторически развивающееся познание раскрывает объективную истину. [20]
Диалектический материализм определяет пространство и время как формы существования материи. [21]
Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем науки, а не В смысле отрицания объективной истины. [22]
Диалектический материализм на основе достаточно полных знаний общих закономерностей физиологических, биохимических процессов дает возможность правильно понять единство целостного организма во взаимодействии локальных и общих системных процессов. Индивид своей деятельностью изменяет естественную среду, приспосабливает ее к биологическим особенностям организма. Последний представляет собой систему иерархически связанных, соподчиненных функциональных элементов. [23]
Диалектический материализм учит, что в природе и обществе явления не существуют в отрыве друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В своей психике человек отражает эту объективную действительность с ее связями и взаимоотношениями. И если нам хочется объяснить одно или другое явление психики, то необходимо раскрыть причины, его порождающие. [24]
Диалектический материализм кладет в основу бытия материальную субстанцию, реальный субстрат. Неизменное и безусловное бытие метафизиков про-вращается в изменяющееся бытие. Субстанциалъ-пая реальность признается изменчивой; изменения и движения - реальными формами бытия. Диалектический материализм преодолевает дуализм бытия и небытия, метафизически-абсолютное противопоставление имманентного трансцендснт-ному, свойств вещей самой вещи. [25]
Диалектический материализм вовсе не предрешает вопроса о строении материи в смысле непременного признания атомистической, или корпускулярной теории, или какой-либо третьей гипотезы. И если восторжествуют новые учения о строении атомов, то диалектический материализм не только не потерпит крушения, а, напро - Ага. [26]
Диалектический материализм рассматривает О. Включив практику в теорию познания, марксистская философия смогла правильно решить вопрос и о способах проверки объективной истинности наших знаний, о критерии истины. [27]
Диалектический материализм считает, что деление качеств вещей на субъективные и объективные неправомерно. Не следует, однако, смешивать ощущения человека ( цвет, запах, вкус) со свойствами вещей. Ленин, комментируя высказывание Фейербаха о том, что горечь, как вкус, есть субъективное выражение объективного свойства соли, определил ощущение как субъективный образ объективного мира. [28]
Диалектический материализм отвергает крайности обеих этих позиций. Человек становится личностью в результате воспитания и обучения. [29]
Диалектический материализм понимает познание как отражение в сознании существующих вне нас предметов и явлений. Он активно воздействует на мир, преобразует его в процессе своей предметно-чувственной деятельности. Материальный предмет становится объектом познания постольку, поскольку он включается в орбиту человеческой деятельности, этот предмет познается человеком лишь в той мере, в какой он сделал его объектом своей деятельности. [30]