Cтраница 3
Диалектический материализм учит, что движение неотделимо от материи и является формой ее существования. Мерой движения материи служит энергия. Следовательно, различным формам движения материи соответствуют разные виды энергии. [31]
Диалектический материализм на основе данных современного естествознания приводит к представлению о непрерывном развитии разнообразных форм движения материи. Среди них особенно важное значение имеют процессы: 1) новообразования и поглощения элементарных частиц ( например, испускание и поглощение фотонов); 2) преобразования различных видов элементарных частиц друг в друга ( например, рождение пар электрон - позитрон за счет фотонов); 3) новообразование сложных частиц, например атомных ядер, из нейтронов и протонов, обратные процессы их распада и различные ядерные реакции; 4) химические процессы; 5) биологические процессы. Заметим при этом, что в то время как в данной части космоса развитие форм движения материи находится на одном этапе, в других - оно может находиться на иных этапах. [32]
Диалектический материализм рассматривает пространство как форму существования материи. Пространство и время являются коренными условиями существования всякого бытия, и поэтому пространство неотделимо от материи. Всякая материя существует только в пространстве, но пространство существует только в материи. [33]
Диалектический материализм учит нас тому, что нет принципиально непознаваемых вещей, что с развитием науки мы все глубже и глубже проникаем в сущность происходящих в природе явлений. Вместе с тем диалектический материализм отмечает, что природа бесконечно сложна и на физику нельзя смотреть, как на законченную науку, она непрерывно развивается и в процессе этого развития углубляются и обогащаются новым содержанием ее основные понятия и законы. [34]
Диалектический материализм учит, что материя является первичной объективной реальностью, существующей вне зависимости от на -, шего сознания. Неотъемлемым свойством материи является ее движение. Под движением подразумевается в этом случае не только механическое перемещение в пространстве, но и всякое изменение ( любая форма движения), способное привести систему в любую качественно отличную форму в пределах известных количественных соотношений. [35]
Диалектический материализм учит, что Вселенная существует вечно и бесконечно и поэтому вопросы о начале и конце ее отпадают как совершенно беспредметные. Ошибка Клаузиуса состоит в том, что он распространил закономерности, присущие только изолированным системам, по необходимости ограниченным в своих размерах, на бесконечную Вселенную. Вселенная не может рассматриваться в качестве изолированной системы и поэтому закономерности излирован-ных систем не могут быть к ней применены. [36]
Диалектический материализм учит нас, что свойства материи неисчерпаемы и поэтому ни одна из физических характеристик движущейся материи не может служить ее полной мерой. Говоря о материи, как о философской, гносеологической категории, Ленин указывал, что нельзя смешивать философское понятие о материи с теми или другими конкретными характеристиками различных видов материи; он писал: 1 Но совершенно непозволительно смешивать, как это. [37]
Диалектический материализм учит, что материя является первичной объективной реальностью, существующей вне зависимости от на -, шего сознания. Неотъемлемым свойством материи является ее движение. Под движением подразумевается в этом случае не только механическое перемещение в пространстве, но и всякое изменение ( любая форма движения), способное привести систему в любую качественно отличную форму в пределах известных количественных соотношений. [38]
Диалектический материализм учит, что Вселенная существует вечно и бесконечно и поэтому вопросы о начале и конце ее отпадают как совершенно беспредметные. Ошибка Клаузиуса состоит в том, что он распространил закономерности, присущие только изолированным системам, по необходимости ограниченным в своих размерах, на бесконечную Вселенную. Вселенная не может рассматриваться в качестве изолированной системы и поэтому закономерности излирован-ных систем не могут быть к ней применены. [39]
Диалектический материализм как единственно научная теория познания не исключает абстрактного мышления. Научная абстракция играет большую роль в изучении всех процессов, протекающих в природе и обществе; она позволяет углубиться в изучаемые явления. [40]
Диалектический материализм учит, что в объективном мире существуют определенные закономерности, определяющие развитие природы и общества. Законы объективного мира выражают то общее и необходимое, что присуще всем явлениям определенного рода. Например, в социалистическом обществе действует закон непрерывного повышения материального и культурного уровня жизни народа. Этот закон выражает общее, свойственное миллионам семей направление развития условий их жизни. Совершенно ясно, что далеко не обязательно благосостояние каждой семьи с каждым годом возрастает. R тому, что для некоторых семей благосостояние в том или ином году резко повышается, а для других семей или в другие годы - временно снижается. Закон повышения благосостояния в социалистическом обществе действует лишь в среднем в большой массе явлений. [41]
Диалектический материализм рассматривает все явления жизни в движении и развитии. [42]
Диалектический материализм - научное философское ми рово. Марксом и Энгельсом и развит дальше Лениным и др. марксистами. [43]
Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития прбизводи-тельных сил и уровнем науки, а не в смысле отрицания объективной истины. [44]
Диалектический материализм утверждает, что все С. [45]