Cтраница 1
Махизм - реакционное субъективно-идеалистическое философское течение, получило широкое распространенно в Западной Европе в конце XIX - начале XX века. [1]
Махизм, или второй позитивизм, был порожден кризисом классического естествознания. Однако ученые скоро оправились от шока, вызванного открытием целой лавины новых непонятных явлений, и приступили к поискам новых средств объяснения и понимания, к созданию соответствующих теорий, а философия Маха быстро потеряла своих сторонников. [2]
Ошибка махизма вообще и махистской новой физики состоит в том, что игнорируется эта основа философского материализма и различие материализма метафизического от материализма диалектического. [3]
Марксизм и махизм, Образование, СПБ, 1906, NI 11а; Социал-демократическая философия, Вестник жизни, 1907, № 1; Психология без души, Современный мир, 1907, № 6 - 8; Сущность прагматизма. [4]
Во-первых, махизм связан идейно только с одной школой в одной отрасли современного естествознания. Во-вторых, и это главное, с этой школой связано в махизме не то, чтб отличает его от всех других направлений и системой идеалистической философии, а то, чтб обще ему со всем философским идеализмом вообще. Достаточно бросить взгляд на все рассматриваемое идейное течение в целом, чтобы не могло остаться и тени сомнения в правильности этого положения. Общего между ними много, у них одна основа и одно направление, как признает совершенно справедливо каждый из них, но в это общее не входит ни учение эмпириокритицизма вообще, ни учение Маха хотя бы об элементах мира в частности. Ни того ни другого учения трое последних физиков даже и не знают. Общего между ними только одно: философский идеализм, к которому они все без исключения клонят более или менее сознательно, более или менее решительно. [5]
Критика Лениным махизма, писал далее Воровский, представляет особую ценность для России, где целая серия гг. Богдановых, Базаровых, Юшкевичей, Берманов и Комн. [6]
Ленина против махизма, Сов. HI е, Учение Ленина о партийности философии, Вести. [7]
В чем заключается махизм расчета по методу молекулярных орбит. [8]
Оценка эмпириокритицизма, махизма, вылившегося в области медицины в кондиционализм, дана В. И. Лениным в книге Материализм tf эмпириокритицизм, не потерявшей своего значения и в наше время. [9]
Борьба Больцмана против махизма, которую он вел с большой энергией, отмечена у Ленина. [10]
Раскрывая реакционную сущность махизма, Ленин указывал, что возможность формулировать законы природы в точной математической форме только подтверждает основное положение диалектического материализма о познаваемости окружающего нас мира и вовсе не снимает вопроса о строении материи. Получение математических уравнений, отражающих законы движущейся материи, не исключает их физического истолкования на основе атомистических представлений, не завершает процесса познания, а лишь поднимает его на более высокий уровень, стимулирует его дальнейшее развитие. [11]
Для идейной позиции махизма крайне характерна его близость к наиболее реакционным направлениям буржуазной мысли, вроде имманентной школы в философии. Ленин раскрыл, далее, первым в марксистской философии действительные взаимоотношения эмпириокритицизма и естествознания. [12]
Однако, следуя гносеологии махизма, гешталь-тисты отождествляют образы восприятия с предметным миром. В соответствии с этим целостный характер восприятия они объясняют не целостностью предметов, с к-рыми человек практически взаимодействует, но специфической врожденной организацией нервных ( электрических) процессов в мозгу человека. [13]
Вот эти-то обходные пути махизма и прикрывает Рей, набрасывает на них флер во всем своем изложении. [14]
Богданова и Юшкевича от чистого махизма имеют совершенно второстепенное значение, как будет показано ниже. [15]