Cтраница 3
Подтверждает ли референт тот факт, что махизм не имеет ничего общего с большевизмом. Юшкевич и Валентинов чистые эм-пириокритики. [31]
Подтверждает ли референт тот факт, что махизм не имеет ничего общего с большевизмом. Юшкевич и Валентинов чистые эмпириокри-тики. [32]
Вышеприведенный обзор данных показывает несомненно, что махизм связан с новой физикой, - и в то же время показывает в корне неправильное представление об этой связи, распространяемое нашими махистами. Как в философии, так и в физике махисты рабски плетутся за модой, не умея с своей, марксистской, точки зрения дать общий обзор известных течений и оценить их место. [33]
Имеется в виду группа литераторов-отзовистов, сторонников махизма. [34]
Вы по существу пытались отрицать ту критику махизма теории резонанса, которая была дана в печати и в докладе. Прошу вас сказать, что представляет собой теория удобства мышления и известно ли вам положение Ленина на этот счет. [35]
Ленинский этап в философии ознаменован борьбой Ленина против махизма, к-рый он подверг всесторонней уничтожающей критике в Материализме и эмпириокритицизме. Ленин не только защитил от нападок ревизионистов марксистскую философию, но и философски осмыслил и обобщил все то новое, что было достигнуто в развитии естествознания за время после написания Энгельсом Анти-Дюринга. Ленин показал, что новейшие открытия в физике того времени подтверждают истинность диалектич. [36]
К чему вели измена философскому материализму и проповедь махизма, наглядно показало заигрывание Луначарского и других с религией. Под влиянием махистской философии Луначарский пытался обосновать религиозно-философское течение, получившее название богостроительство, которое призывало соединить марксизм с религией, придать научному социализму характер религиозного верования. [37]
К чему вели измена философскому материализму и проповедь махизма, наглядно показало заигрывание Луначарского и других с религией. Под влиянием махистской философии Луначарский пытался обосновать религиозно-философское течение, получившее название богостроительство, которое призывало соединить марксизм с религией, придать научному социализму характер религиозного верования. [38]
Что Каутский ошибается в последнем пункте и особенно насчет русского махизма, это несомненно. Ошибка его вполне извинительна, ибо махизма в целом он не изучал, писал частное письмо с явной целью предостеречь от преувеличения разногласий. Русскому писателю-марксисту при таких условиях ссылаться на Каутского значит проявлять чисто обывательскую леность мысли и трусость в борьбе. Разве г. Потресов или кто другой берутся за это серьезно. [39]
Горький есть громадный плюс, несмотря на его сочувствие махизму и отзовизму. В деле развития социал-демократического пролетарского движения платформа, которая обособляет в партии группу отзовистов и махистов, выдвигая в качестве специальной групповой задачи развитие якобы пролетарского искусства, есть минус, ибо эта платформа в деятельности крупного авторитета хочет закрепить и использовать как раз то, что составляет его слабую сторону, что входит отрицательной величиной в сумму приносимой им пролетариату громадной пользы. [40]
Обнажая мистику и путаницу эмпириокритиков, Ленин показал, что махизм является разновидностью идеализма. Шаг за шагом он проследил, на чем именно сбились с пути люди, которые называли себя марксистами, желали быть ими, но совершенно не поняли материалистической основы марксизма. [41]
Отмечая характерные черты кризиса, Менделеев правильно уловкл, что махизм, энергетизм, спиритизм и другие подобные течения выступают как разновидности ревизионизма в естествознании. [42]
Заслуга Менделеева в том, что он сумел вскрыть противоречие махизма с физической наукой по коренным вопросам философии естествознания, установить наличие антагонизма между ними. В своем анализе сущности новейших открытий он показал, что данный кризис отражает болезнь роста, что развитие физики и химии в целом не связано с физическим идеализмом, а наоборот, по своей природе враждебно всякому идеализму. [43]
Именно в связи с учением Джемса Ленин оценил прагматизм как разновидность махизма, показал его идеалистич. [44]
Не является ли такая оценка принципиальной координации результатом материалистического предубеждения против махизма. Философы-специалисты, чуждые всякого пристрастия к материализму, даже ненавидящие его и принимающие те или иные системы идеализма, согласны в том, что принципиальная координация Авенариуса и К есть субъективный идеализм. Например, Вундт, любопытный отзыв которого не понят г. Юшкевичем, прямо говорит, что теория Авенариуса, будто невозможно полное описание данного или находимого нами без некоторого Я, без наблюдателя или описывателя, является фальшивым смешением содержания действительного опыта с рассуждением о нем. Естествознание, - говорит Вундт, - вовсе абстрагирует от всякого наблюдателя. А такая абстракция возможна лишь потому, что необходимость видеть ( hinzudenken, буквально - примыслить) индивида, переживающего опыт, в каждом содержании опыта, что эта необходимость, принимаемая эмпириокритической философией в согласии с имманентной, вообще есть предположение, эмпирически не обоснованное и вытекающее из фальшивого смешения содержания действительного опыта с рассуждением о нем ( цит. Ибо имманенты ( Шуппе, Ремке, Леклер, Шуберт-Зольдерн), сами отмечающие - как увидим ниже - свое горячее сочувствие Авенариусу, исходят как раз из этой идеи о неразрывной связи субъекта и объекта. [45]