Cтраница 2
Различие между материализмом и махизмом сводится, значит, по данному вопросу к следующему. [16]
Луначарский и другие, использовавшие махизм для ревизии диалектического материализма. [17]
Философская основа - гуссерлианство и махизм. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными законами, что приводит их к идеализму. [18]
Вы начинаете опять подсовывать Энгельсу махизм: дескать, агностик считает чувства, точнее: ощущения только субъективными ( агностик не считает этого. [19]
Плеханов в своих замечаниях против махизма не столько заботился оС опровержении Маха, окольно о нанесении фракционного ущерба большевизму. [20]
Первое и наиболее глубокое разоблачение махизма дано В. И. Лениным в книге Материализм и эмпириокритицизм. Весь ход исторического развития науки, равно как и ход каждого отдельного научного исследования, происходит по диалектическому закону, сформулированному В. И. Лениным в следующих словах: От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Научное исследование является единством теории и практики при решающей роли практики и ведущей роли теории. [21]
Определив классовые и идейные истоки махизма, Ленин доказал, что проповедники этой философии являются распространителями идеализма, мистики, поповщины, злейшими врагами марксизма. Ленин подверг тщательному разбору филос. Выдвигая свои теории об ощущениях как элементах мира, о принципиальной координации субъекта и объекта, махисты объявляли, будто они подымаются и над материализмом и над идеализмом, будто они открывают некую третью линию в философии. В основе подобных попыток лежало представление о том, будто можно создать последоват. Всестороннее доказательство принципиальной несостоятельности этого - важная теоретич. [22]
Бросим теперь взгляд на развитие махизма после Маха и Авенариуса. Мы видели, что философия их есть окрошка, набор противоречивых и бессвязных гносеологических положений. [23]
Некоторые большевики, скатившиеся к махизму, выступали не только в российского, но и в международной печати. [24]
Менделеев видел, что между махизмом - этой философией субъективного идеализма - и некоторыми школами новой физики существует связь. [25]
Несчастье русских махистов, вздумавших примирять махизм с марксизмом, в том и состоит, что они доверились раз реакционным профессорам философии и, доверившись, покатились по наклонной плоскости. Приемы сочинения разных попыток развить и дополнить Маркса были очень нехитры. Прочтут Оствальда, поверят Оствальду, перескажут Оствальда, назовут это марксизмом. Прочтут Маха, поверят Маху, перескажут Маха, назовут это марксизмом. Прочтут Пуанкаре, поверят Пуанкаре, перескажут Пуанкаре, назовут это марксизмом. Ни единому из этих профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ли в едином слове, раз речь заходит о философии. По той же причине, по которой ни единому профессору политической экономии, способному давать самые ценные работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей теории политической экономии. [26]
Ленин вскрыл социальные, классовые корни махизма, показал, что он служит интересам буржуазии в ее борьбе против пролетариата, против его мировоззрения - диалектического и исторического материализма. [27]
Воровский сообщал читателям, что против махизма выступил недавно один из виднейших теоретиков русского марксизма Ленин с подробной работой Материализм и эмпириокритицизм. [28]
Субъективно-идеалистическое течение в философии, разновидность махизма, отрицающее объективное существование истины, признающее единственным критерием практику, опыт и выводящее необходимость существования бога для практических целей. Различия между махизмом и прагматизмом так же ничтожны и десятистепенны с точки зрения материализма, как различия между эмпириокритицизмом ы эмпириомонизмом. [29]
В философии Пуанкаре был близок к махизму, отрицал объективное существование материи и объективную закономерность природы. Для Пуанкаре, писал В. И. Ленин, законы природы суть символы, условности, которые человек создает ради удобства ( настоящий том, стр. Ценность научной теории, согласно Пуанкаре, определяется не тем, насколько она правильно и глубоко отражает действительность, а лишь удобством и целесообразностью ее применения. [30]