Cтраница 1
Махисты русские и борьба с ними; Отзовисты и ультиматисты, борьба сними; Пролеткульт, пролеткультовщина и борьба с ней. [1]
Махисты русские и борьба с ними. [2]
Махисты русские п борьба с ними. [3]
Махисты, русские и зарубежные, как блестяще доказал Ленин, запутались в коренных вопросах мировоззрения и теории познания. [4]
Махисты презрительно пожимают плечами по поводу устарелых взглядов догматиков - материалистов, которые держатся за опровергнутое будто бы новейшей наукой и новейшим позитивизмом понятие материи. О новых теориях физики, касающихся строения материи, речь будет у нас особо. Этот старый, престарый философский вопрос запутан Махом. Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя. Материя есть философская катего. Поэтому говорить о том, что такое понятие может устареть, есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии. [5]
Махист г. Чернов всецело стоит на позиции Богданова, не желающего признать себя махистом. Чернов чувствует, что речь идет о борьбе и с материализмом и с диалектикой. [6]
Махист Дюгем последней фразой заигрывает с кантианским идеализмом: как будто бы открывается дорожка для другого метода, кроме экспериментального, как будто бы мы не познаем прямо, непосредственно, лицом к лицу вещей в себе. Но если теория физики становится все более и более натуральной, то, значит, независимо от нашего сознания существует натура, реальность, отражаемая этой теорией, - именно таков взгляд диалектического материализма. [7]
Наши глубокомысленные махисты обходят разбор каждого отдельного положения материалистической теории познания И. Дицгена, хватаясь за его отступления от нее, за неясности и путаницу. Дицген мог понравиться потому, что он кое-где путает. Где путаница, тут и махисты, это уже само собою разумеется. [8]
Для махистов, метафизиков относительное противоположно объективному и абсолютному. Для величайшего мастера диалектики Ленина, всесторонне применившего диалектику к анализу процесса познания, относительная истина является объективной, то есть правильно отражающей действительность. Относительная истина заключает в себе и частицу, кусочек, сторону, момент абсолютной истины. Абсолютная истина складывается из совокупности относительных истин. [9]
Для махистов, метафизиков относительное противоположно объективному и абсолютному. Для величайшего мастера диалектики Ленина, всесторонне применившего диалектику к анализу процесса познания, относительная истина является объективной, то есть правильно отражающей действительность. Относительная истина заключает в себе и частицу, кусочек, сторону, момент абсолютной истины. Абсолютная истина складывается из совокупности относительных истин. [10]
Интернационала, махисты противопоставляли сочиненный ими дицгенизм марксизму, против чего протестовали Ленин, Плеханов, Меринг и др. марксисты, отстаивая филос. Дицгенизм в отличие от диалектического материализма - писал Ленин - есть путаница, есть ш а г к реакционной философии, есть попытка создать линию не из того, что есть великого в Иосифе Дицгене ( в этом рабочем-философе, открывшем по-своему диалектический материализм, много великого. [11]
Потому что махисты боятся признать правду. Они борются с материализмом, а делают вид, будто борются с Плехановым: трусливый и беспринципный прием. [12]
Что наши махисты осторожненько обходят эту нелепицу Маха, хотя он повторяет ее в 1906 году ( Познание и заблуждение, 2 изд. Так же понятно, что один из главарей имманентной школы, Антон фон Леклер, тогда же, в 70 - х годах, когда Мах был совершенно неизвестен и встречал даже отказы ортодоксальных физиков печатать его статьи, изо всех сил подхватил именно это рассуждение Маха, как замечательное отречение от материализма и признание идеализма. Ибо тогда Леклер еще не выдумал или не заимствовал у Шуппе и Шу-берта - Зольдерна или И. Этот недвусмысленный защитник фидеизма, прямо проповедующий его в своих философских сочинениях, немедленно провозгласил Маха за такие речи великим философом, революционером в лучшем смысле слова ( S. [13]
Наконец, английский махист Пирсон, бешено воюющий с материализмом, говорит: С научной точки зрения не может быть возражения против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей - мы подходим таким образом очень близко к определению Дж. Здесь нет фигового листочка элементов, и идеалист прямо протягивает руку агностику. [14]
Таковы доводы махистов против материализма, повторяемые и пересказываемые на разные лады вышеназванными писателями. [15]