Cтраница 3
Иммануила Канта, а наши махисты - на основании якобы новейшей философии - сделали открытие, что признание вещей в себе есть результат заражения или извращения материализма кантианством. [31]
Пока ограничимся одним выводом: новейшие махисты не привели против материалистов ни одного, буквально ни единого довода, которого бы не было у епископа Беркли. [32]
Когда я читаю уверения наших махистов, что они гораздо последовательнее и решительнее, чем какие-то устарелые материалисты, критикуют Канта, мне всегда кажется, что в нашу компанию зашел Пуришкевич и кричит: я гораздо последовательнее и решительнее критиковал кадетов 70, чем вы, господа марксисты. Слов пет, г. Пуришкевич, последовательные в политике люди могут и всегда будут критиковать кадетов с диаметрально противоположных точек зрения, но не следует все-таки забывать, что вы критиковали кадетов за то, что они - чересчур демократы, а мы их - за то, что они недостаточно демократы. Махисты критикуют Канта за то, что он чересчур материалист, а мы его критикуем за то, что он - недостаточно материалист. Махисты критикуют Канта справа, а мы - слева. [33]
Итак, отметим для наших махистов, что агностик ( юмист) тоже исходит из ощущений и не признает никакого иного источника знаний. [34]
О вещи в себе нашими махистами написано столько, что если бы это собрать вместе, то получились бы целые вороха печатной бумаги. Вещь в себе - настоящая bete noire Богданова и Валентинова, Базарова и Чернова, Бермана и Юшкевича. [35]
И, Ленин подверг критике попытку махистов отождествлять законы биологии и социологии, механически переносить понятия одной науки, например физики и биологии, на другую, сводить высшие формы движения материи к низшим, социальные законы - к биологическим, физическим и психологическим. Критика Лениным антинаучного метода махистов сохранила свою актуальность и в наше время, ибо многие направления буржуазной философии стремятся и ныне сводить социальные явления к биологическим, психологическим и другим проявлениям жизнедеятельности человека. [36]
Менделеев видел гораздо дальше: отрицание махистами, энергетиками объективности внешнего мира ведет к солипсизму. Вообще сведение материи к движению, или к духу Менделеев называл чисто схоластическим представлением, очень напоминающим идеалистический выверт, абстракт, по которому ничего не существует, кроме я. [37]
Этот довод Базаров повторяет вслед за немецким махистом Фридрихом Адлером. И этот последний пример едва ли не хуже чувственного представления, которое и есть вне нас существующая действительность. [38]
Тот самый солипсизм, которым Ленин пугал махистов. Теперь в коллективном солипсизме пребывает ( за вычетом некоей части) все человечество, ибо оно твердо верит, что реальность есть то, чем оно, человечество, его полагает. Увы, даже во времена худших форм язычества человечество не сбивалось с пути так далеко, как сегодня. Для них же объективная истина - не странный миф и не архаический пережиток: она совпадает с откровением и противостоит домыслам, иллюзиям, обольщениям, всем видам сознательной и бессознательной лжи. Совершенная норма Целого - объективное, если уж пользоваться аристотелевской терминологией, - противостоит произволу Частного. Что это значило для тех бедуинов четырнадцать веков назад, людей, несомненно в чем-то очень современных, ибо они пили, они были циниками, плевали на многие обычаи и установления, испытывали доверие к физической наглядности, преклонялись перед грубой силой, были оппортунистами, охотно тяготели к мафиозной круговой поруке и вместе с тем культивировали языческий, даже отчасти ницшеанский ( если вспомнить доисламскую арабскую поэзию) - индивидуализм. [39]
Он показал, что под словесными вывертами махиста Богданова о бытии и сознании скрывается отрицание объективных законов развития общества. Ленин раскрыл полную научную несостоятельность утверждений махистов, что человеческое общество развивается по законам физиологии или другой биологической науки, а не по своим собственным, ему присущим законам. [40]
Алексинский, подписав сам платформу вместе с махистами, вынужден был, немного спустя, восстать против махизма самым резким образом. [41]
Богданов и богдановщпна, борьба с ней; Махисты русские и борьба с ними. [42]
В конце XIX века против атомистических взглядов начали поход махисты, энергетики и прочие идеалисты и полуидеалисты всех оттенков. [43]
Ленин в письме А. М. Горькому дает резко отрицательную оценку книги махистов Очерки по философии марксизма, подчеркивает неизбежность борьбы с махистами по философским вопросам. [44]
Ленин показал, что, несмотря на все усилия махистов, несмотря на идеалистич. Принципы материализма прочно лежат в основе всего естествознания. Стихийное, несознаваемое, философски неоформленное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в существовании объективной реальности, в объективной истинности познания Ленин назвал естеств. [45]