Махист - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Никому не поставить нас на колени! Мы лежали, и будем лежать! Законы Мерфи (еще...)

Махист

Cтраница 3


Иммануила Канта, а наши махисты - на основании якобы новейшей философии - сделали открытие, что признание вещей в себе есть результат заражения или извращения материализма кантианством.  [31]

Пока ограничимся одним выводом: новейшие махисты не привели против материалистов ни одного, буквально ни единого довода, которого бы не было у епископа Беркли.  [32]

Когда я читаю уверения наших махистов, что они гораздо последовательнее и решительнее, чем какие-то устарелые материалисты, критикуют Канта, мне всегда кажется, что в нашу компанию зашел Пуришкевич и кричит: я гораздо последовательнее и решительнее критиковал кадетов 70, чем вы, господа марксисты. Слов пет, г. Пуришкевич, последовательные в политике люди могут и всегда будут критиковать кадетов с диаметрально противоположных точек зрения, но не следует все-таки забывать, что вы критиковали кадетов за то, что они - чересчур демократы, а мы их - за то, что они недостаточно демократы. Махисты критикуют Канта за то, что он чересчур материалист, а мы его критикуем за то, что он - недостаточно материалист. Махисты критикуют Канта справа, а мы - слева.  [33]

Итак, отметим для наших махистов, что агностик ( юмист) тоже исходит из ощущений и не признает никакого иного источника знаний.  [34]

О вещи в себе нашими махистами написано столько, что если бы это собрать вместе, то получились бы целые вороха печатной бумаги. Вещь в себе - настоящая bete noire Богданова и Валентинова, Базарова и Чернова, Бермана и Юшкевича.  [35]

И, Ленин подверг критике попытку махистов отождествлять законы биологии и социологии, механически переносить понятия одной науки, например физики и биологии, на другую, сводить высшие формы движения материи к низшим, социальные законы - к биологическим, физическим и психологическим. Критика Лениным антинаучного метода махистов сохранила свою актуальность и в наше время, ибо многие направления буржуазной философии стремятся и ныне сводить социальные явления к биологическим, психологическим и другим проявлениям жизнедеятельности человека.  [36]

Менделеев видел гораздо дальше: отрицание махистами, энергетиками объективности внешнего мира ведет к солипсизму. Вообще сведение материи к движению, или к духу Менделеев называл чисто схоластическим представлением, очень напоминающим идеалистический выверт, абстракт, по которому ничего не существует, кроме я.  [37]

Этот довод Базаров повторяет вслед за немецким махистом Фридрихом Адлером. И этот последний пример едва ли не хуже чувственного представления, которое и есть вне нас существующая действительность.  [38]

Тот самый солипсизм, которым Ленин пугал махистов. Теперь в коллективном солипсизме пребывает ( за вычетом некоей части) все человечество, ибо оно твердо верит, что реальность есть то, чем оно, человечество, его полагает. Увы, даже во времена худших форм язычества человечество не сбивалось с пути так далеко, как сегодня. Для них же объективная истина - не странный миф и не архаический пережиток: она совпадает с откровением и противостоит домыслам, иллюзиям, обольщениям, всем видам сознательной и бессознательной лжи. Совершенная норма Целого - объективное, если уж пользоваться аристотелевской терминологией, - противостоит произволу Частного. Что это значило для тех бедуинов четырнадцать веков назад, людей, несомненно в чем-то очень современных, ибо они пили, они были циниками, плевали на многие обычаи и установления, испытывали доверие к физической наглядности, преклонялись перед грубой силой, были оппортунистами, охотно тяготели к мафиозной круговой поруке и вместе с тем культивировали языческий, даже отчасти ницшеанский ( если вспомнить доисламскую арабскую поэзию) - индивидуализм.  [39]

Он показал, что под словесными вывертами махиста Богданова о бытии и сознании скрывается отрицание объективных законов развития общества. Ленин раскрыл полную научную несостоятельность утверждений махистов, что человеческое общество развивается по законам физиологии или другой биологической науки, а не по своим собственным, ему присущим законам.  [40]

Алексинский, подписав сам платформу вместе с махистами, вынужден был, немного спустя, восстать против махизма самым резким образом.  [41]

Богданов и богдановщпна, борьба с ней; Махисты русские и борьба с ними.  [42]

В конце XIX века против атомистических взглядов начали поход махисты, энергетики и прочие идеалисты и полуидеалисты всех оттенков.  [43]

Ленин в письме А. М. Горькому дает резко отрицательную оценку книги махистов Очерки по философии марксизма, подчеркивает неизбежность борьбы с махистами по философским вопросам.  [44]

Ленин показал, что, несмотря на все усилия махистов, несмотря на идеалистич. Принципы материализма прочно лежат в основе всего естествознания. Стихийное, несознаваемое, философски неоформленное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в существовании объективной реальности, в объективной истинности познания Ленин назвал естеств.  [45]



Страницы:      1    2    3    4