Cтраница 2
Как известно, махисты выдавали свое мировоззрение за последнее слово науки и утверждали, что их философия якобы связана с новейшими данными науки. [16]
Это открытие наших махистов открывает перед нами поистине бездонную пропасть самой безбожной путаницы, самого чудовищного непонимания и Канта и всего хода развития немецкой классической философии. [17]
Когда же группа махистов преподносит нам такую вещь под названием Оснований социальной философии, когда мы видим те же приемы развития марксизма в философских книжках Богданова, то получается неизбежно вывод о неразрывной связи реакционной гносеологии с реакционными потугами в социологии. [18]
Между тем аргументация махистов, отрицающих объективность причинности и вообще закономерности, основывается именно на этой софистич. [19]
В отличие от махистов и прочих субъективных идеалистов Менделеев видел, что общественные явления подчиняются определенным закономерностям и отнюдь не представляют хаотичного нагромождения событий. Так, он писал, что согласный ход цен на разные товары ясно и реально показывает, что в делах этого рода действуют общие, точные законы, подлежащие обобщению и, следовательно, допускающие сознательное предвидение или, по крайней мере, бессознательное предчувствование, а потому во всем деле промышленности ( еще сравнительно новом) следует вести точное изучение, материалы которому и должны дать статистические данные, как химикам дают данные их анализы... Все это изучению и, следовательно - при должной разработке - предвидению подлежит, и если мы, русские, хотим воспользоваться мировым опытом, чтобы вести свои промышленные дела прочно и разумно, мы должны этому изучению всемерно содействовать, и-я не премину здесь сказать, что до сих пор а подобные предметы у нас было обращено чресчур мало внимания. [20]
Вполне определенны воззрения английского махиста Карла Пирсона. [21]
По отношению к махисту Пирсону орган английских естествоиспытателей Nature ( Природа) 38 высказал устами геометра Э. Т. Диксона вполне определенное мнение, которое стоит привести не потому, чтобы оно было ново, а потому, что русские махисты наивно приняли философскую путаницу Маха за философию естествознания ( Богданов, стр. [22]
Отрицание зтой гипотезы махистами зачастую приводит их it солипсизму ( S. Взгляд Маха, что единственным предметом естествознания являются ощущения и их комплексы, а не внешний мир ( S. Бехер называет монизмом ощущений ( Empfindungsmo-nisrnus) u относит к числу чисто ионсциеяционалистичееких направлений. Этот неуклюжий и нелепый термин построен из латинского conscientia, сознание, и означает не что иное, как философский идеализм ( ср. Последняя теория, основанная на учения об электронах, есть шаг вперед в познании единства мира; для нее элементы материального мира суть электрические заряды ( Ladungen) ( S. [23]
А то ведь метафизикой махисты называют материализм. [24]
Кант п кантианство; Махисты русские и борьба с ними; Позитивизм ( фил. [25]
Представьте себе горькую участь махиста, когда его излюбленные утонченные построения, сводящие категории естествознания к простым рабочим гипотезам, высмеиваются, как сплошной вздор, естественниками по обе стороны океана. Удивляться ли тому, что Рудольф Вилли в 1905 году воюет, как с живым врагом, с Демокритом, великолепно иллюстрируя этим партийность философии и обнаруживая паки и паки свою настоящую позицию в этой партийной борьбе. Конечно, - пишет он, - Демокрит не имеет понятия о том, что атомы и пустое пространство суть лишь фиктивные понятия, оказывающие просто услуги, как пособие ( blosse Hand-langerdienste), принимаемые по соображениям целесообразности, пока они удобны для употребления. Демокрит не был настолько свободен, чтобы понять это; но ведь и наши современные естествоиспытатели, за немногими исключениями, также не свободны. [26]
С Пуришкевичем Ильич сравнил махистов за то, что как тот заявлял, что последовательнее и решительнее критикует кадетов, чем марксисты, так и махисты уверяют, что последовательнее и решительнее критикуют Канта, чем марксисты. Но не надо забывать, г. Пуриш-кевич, обращается к нему Ильич, вы критиковали кадетов за то, что они - чересчур демократы, а мы их - за то, что они недостаточно демократы. Махисты критикуют Канта за то, что он чересчур материалист, а мы его критикуем за то, что он - недостаточно материалист. Махисты критикуют Канта справа, а мы - слева ( Соч. [27]
Ленин подверг критике идеализм махистов в вопросах познания общества, развил дальше историч. Богданов, Суворов, Базаров и др. искажали историч. Ленин назвал нелепой теорию Богданова о тождестве обществ, бытия и обществ, сознания, подверг резкой критике Суворова, к-рый назвал классовую борьбу, а значит и революц. [28]
Менделеев решительно боролся против махистов, энергетиков и спиритов, которые использовали еще слабо изученные явления для доказательства исчезновения материи и превращения ее в энергию или дух. [29]
В противовес спиритам, махистам, для которых наука есть лишь раскрытие связи между ощущениями, Менделеев материалистически определил предмет естествознания. [30]