Cтраница 2
Мы вам при жизни поставим памятник: на одной стороне напишем ваше изречение, а на другой: русскому махисту, похоронившему махизм среди русских марксистов. [16]
В письме А. М. Горькому Ленин сообщает об отправке в печать своей статьи Марксизм и ревизионизм, называя ее формальным объявлением войны ревизионистам ( в этой статье Ленин впервые выступил в печати с критикой русских махистов - А. [17]
По отношению к махисту Пирсону орган английских естествоиспытателей Nature ( Природа) 38 высказал устами геометра Э. Т. Диксона вполне определенное мнение, которое стоит привести не потому, чтобы оно было ново, а потому, что русские махисты наивно приняли философскую путаницу Маха за философию естествознания ( Богданов, стр. [18]
Диалектический материализм, признавая существование материи как объективной реальности, воздействующей на наши органы чувств, естественно, признает объективную истину, доказываемую и проверяемую практикой. Богданов и другие русские махисты, изменив материализму и усвоив из диалектики только понятие релятивного, относительного, пришли к отрицанию объективной и абсолютной истины. [19]
Софии эмпириокритицизма, вскрывается ее полная противоположность по всем философским вопросам диалектическому и историческому материализму. Ленин показывает, что русские махисты, желающие дополнить и развить марксизм махизмом, на деле лишь повторяют реакционные идеи субъективного идеализма и агностицизма. Опыт всего человечества, дан ные естествознания полностью опровергают все построения новейших идеалистов. Ленин критикует идеалистические теории Маха, Авенариуса ( Принципиальная координация), Пирсона, Петцольдта и др., а также рус. Базарова, Богданова ( Эмпириомонизм), Юшкеви-ча ( Эмпириосимволизм) и др. В книге показаны идейные истоки и место эмпириокритицизма в развитии буржуазной философии: начав с Канта, махисты пошли от него к Юму и Беркли, за пределы взглядов к-рых они не выходят. Для идейной позиции махизма крайне характерна его близость к наиболее реакционным направлениям буржуазной мысли, вроде имманентной школы в философии. Ленин раскрыл, далее, первым в марксистской философии действительные взаимоотношения эмпириокритицизма и естествознания. [20]
Настоящее издание, кроме отдельных исправлений текста, не отличается от предыдущего. Я надеюсь, что оно будет небесполезно, независимо от полемики с русскими махистами, как пособие для ознакомления с философией марксизма, диалектическим материализмом, а равно с философскими выводами из новейших открытий естествознания. Что касается до последних произведений А. А. Богданова, с которыми я не имел возможности ознакомиться, то помещаемая ниже статья тов. [21]
С материализмом ( не зная ни Фейербаха, ни Маркса - Энгельса) Пирсон воюет самым решительным образом, - доводы не отличаются от разобранных выше. Но Пирсону до такой степени чуждо при этом всякое желание подделаться под материализм ( специальность русских махистов), Пирсон до такой степени... Свою родословную Пирсон прямо ведет от Беркли и Юма. Философия Пирсона, как мы неоднократно увидим ниже, отличается гораздо большей цельностью и продуманностью, чем философия Маха. [22]
Каутский не беспринципен, а вот Потресов и К, желающие объявить махизм частным делом, образец беспринципности среди современного русского марксизма. Каутский был вполне искренен и ни капли не был беспринципен, когда он в 1908 году, не читая русских махистов, советовал им искать мира с Плехановым, как знатоком марксизма, как материалистом, ибо за материализм и против идеализма Каутский высказывался всегда и высказался в том же письмо. [23]
Но если русские махисты, желающие быть марксистами, дипломатично обошли одно из самых решительных и определенных заявлений Энгельса, то зато другое его заявление они обработали совсем по-черновски. Как ни скучна, как ни тяжела задача исправления искажений и извращений смысла цитат, - но от нее не избавиться тому, кто хочет говорить о русских махистах. [24]
Всеобщая теория бытия вновь открыта С. Поздравляем русских махистов с новой всеобщей теорией бытия. Будем надеяться, что следующий свой коллективный труд они посвятят всецело обоснованию и развитию этого великого открытия. [25]
Ленин показывает, что русские махисты, желающие дополнить и развить марксизм махизмом, на деле лишь повторяют реакционные идеи субъективного идеализма и агностицизма. Опыт всего человечества, дан-ные естествознания полностью опровергают все построения новейших идеалистов. [26]
Ленин показывает, что русские махисты, желающие дополнить и развить марксизм махизмом, на деле лишь повторяют реакционные идеи субъективного идеализма и агностицизма. Опыт всего человечества, дан - ные естествознания полностью onpo-i вергают все построения новейших идеалистов. [27]
Ленин показывает, что русские махисты, желающие дополнить и развить марксизм махизмом, на деле лишь повторяют реакционные идеи субъективного идеализма и агностицизма. Опыт всего человечества, данные естествознания полностью опровергают все построения этих новейших идеалистов. В книге показаны идейные истоки и место эмпириокритицизма в развитии буржуазной философии: начав с Канта, махисты пошли от него к Юму и Беркли, за пределы взглядов к-рых они не выходят. Для идейной позиции махизма крайне характерна его близость к наиболее реакционным направлениям буржуазной мысли, вроде имманентной школы в философии. [28]
Ленин показывает, что русские махисты, желающие дополнить и развить марксизм махизмом, на деле лишь повторяют реакционные идеи субъективного идеализма и агностицизма. Опыт всего человечества, дан - ные естествознания полностью onpo-i вергают все построения новейших идеалистов. [29]
Авенариуса, знать не знает. Довод Блея правилен с точки зрения махизма, ибо пропасть между теорией Маркса и биологическими бирюльками Авенариуса действительно сразу бросается в глаза. Мы сейчас увидим, как русские махисты, желая быть марксистами, шли на деле по стопам Блея. [30]