Cтраница 2
Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними учеников, могут приспосабливаться к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной ( комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими. [16]
Малогабаритная обучающая машина К-2 относится к классу контролирующих устройств. Схема машины собрана на тиратронах с холодным катодом типа МТ Х-90. В машине имеется возможность вводить ограничение по времени ( 3 или 10 мин. Возможность изменения ответа обучаемым исключается. [17]
Влияние обучающей машины как средства деятельности обучения на ее методы и формы занятий еще нуждается в исследовании. Однако ясно одно, что, будучи адекватным инструментом в руках обучающего и учащегося, она позволяет рационализировать путь достижения дидактических целей и сократить затраты живого труда и времени; некоторые цели, особенно в условиях массового обучения, без обучающих машин вообще не могут быть достигнуты. [18]
Устройство обучающих машин позволяет обучаемому, если он действует точно по программе, освоить некоторые операции без непосредственной помощи мастера или инструктора. При использовании обучающей машины предполагается, что учебный материал заранее проработан. [19]
Существуют также обучающие машины, отличающиеся от описанных выше тем, что они работают на электроэнергии. Примером может служить современная обучающая машина Лингва-Mi, используемая в целях языковой тренировки, контроля и самоконтроля и требующая от учащегося выборочного ответа, или обучающие машины серии КИСИ, реализующие аналогичные дидактические функции. Такие машины уже могут быть объединены в автоматизированные классы с единым пультом преподавателя. Для проведения массового контроля в учебном процессе созданы комплексы АМК. КАДИ-ТЕМП-2, АПА-ЛПИ и др. Многие из них имеют в своем составе печатающее устройство для получения групповой ведомости контроля. [20]
В ЧССР обучающие машины в настоящее время применяются сравнительно редко, известно об их широком использовании в промышленности Англии. Как свидетельствует накопленный там опыт, обучающие машины целесообразнее использовать на небольших заводах, где нет профессионально подготовленных специалистов-инструкторов по производственному обучению. [21]
Следующая группа обучающих машин представлена механическими устройствами, также работающими по линейной или разветвленной программе. Таковы устройства, созданные С. Л. Пресси ( 30 - е гг.), Б. Ф. Скинне-ром ( 50 - е гг.), и более поздние их аналоги. Машина приводится в действие усилием руки учащегося, но характер получаемой им учебной информации определяется автоматически, поэтому обман исключается. Носителями учебной информации в этих машинах являются бумажные ленты, диски или карточки. Учащийся пишет свой ответ на отдельной бумажной ленте или конструирует его с помощью ряда кнопок. [22]
Подобный тип обучающих машин является высокоэффективным, экономичным для практического обучения студентов и учащихся техникумов, различных курсов и школ обращению с техникой. Особенно этот тип обучающих машин целесообразен для практической оперативной подготовки специалистов по новой технике. [23]
Разработка теории обучающих машин, очевидно, будет иметь тесную связь с определением задач и условий педагогического использования современной кибернетической техники как центра автоматического управления отдельными техническими средствами, комплексом средств и некоторыми действиями учащихся. [24]
С применением обучающих машин открывается новая страница в педагогической науке. [25]
Создание и применение обучающих машин в учебном процессе обосновывается взглядами, что функции обратной связи при обучении часто ослаблены, и это приводит к потере контакта между преподавателем и аудиторией, к недостаточному пониманию студентами информации, сообщаемой педагогом. Признаком ослабления обратной связи считается также задержка в ее получении в процессе обучения, что не позволяет судить о недостатках учебной работы, программ, учебников и учебных пособий. Соответствующее применение обучающих и контролирующих устройств способствует повышению активности студентов и устанавливает обратную связь от учащихся к преподавателю, что дает представление о состоянии обучения и позволяет проводить оптимальное управление учебным процессом. [26]
Кибернетические положения применения обучающих машин входят в сочетания с дидактическими принципами системности, доступности и связи индивидуального и коллективного в обучении. Характерным для применения обучающих машин является самостоятельность действий студентов на основе специальных программ. [27]
Что касается контрольно-тренировочных обучающих машин или, как их называют, малых обучающих машин, то этим признаком они обладают не в полной мере. Они не устраняют возникающего в учебном процессе рассогласования, не организуют логического и ритмического порядка обучения, не определяют средств и характера реагирующих и управляющих действий. Эти устройства являются детекторами состояния, сигнализаторами, указывающими учащимся и педагогу на правильность или ошибочность ввода ответов, а некоторые из них - сигнализаторами на состояние процесса разборки того или иного учебного материала. [28]
Например, блок-схема обучающей машины типа Репетитор ( рис. 1) состоит из 10 блоков. Блок выдачи информации доводит до учащегося необходимую информацию о задаче, подлежащей решению, выдает методич. [29]
Например, блок-схема обучающей машины типа Репетитор ( рис. 1) состоит из 10 блоков. Блок выдачи информации доводит до учащегося необходимую информацию о задаче, подлежащей решению, выдает методич. [30]