Дуалист - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Мы не левые и не правые, потому что мы валенки Законы Мерфи (еще...)

Дуалист

Cтраница 2


Тем самым современная философия была обращена в руины. Она стала совершать сложные колебания между тремя крайними точками зрения: дуалистов, принимающих материю и разум на равных основаниях, и двух разновидностей монистов, из которых одна помещает разум внутрь материи, а другая - материю внутрь разума.  [16]

Тем самым современная философия была обращена в руины. Она стала совершать сложные колебания между тремя крайними точками зрения: дуалистов, принимающих материю и разум на равных основаниях, и двух разновидностей монистов, из которых одна помещает разум внутрь Материи, а другая - материю внутрь разума.  [17]

Дуализм признает существование двух субстанций - материальной и духовной. Рассматривая душу и тело как не зависящие друг от друга начала, дуалисты заходят в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.  [18]

Главное в богомильском учении, конечно, его последовательный дуализм, однако в отличие от традиционного манихейства здесь до чрезвычайности усилен момент почитания дьявола и демонов. Гностический Демиург - посредник между Богом и миром, творец материального мири, к которому Бог дуалистов не можег быть причастен - прямо называется богомилами Сатанаилом. Сатанаилу следует воздавать почтение, как творцу и хозяину жизни. Причем богомилы договариваются до того, что называют Сатанаила источником всех благ, вред же человеку приносит бог из зависти к Сатанаилу.  [19]

Сравнивая теорию Кольбе, исключая вышеуказанные случаи, со вглядами тех химиков, которые, придерживаясь вначале школы тппиков, впоследствии признали значение рациональной конституции, заметим, что между ними, как я уже упомянул, не существует того резкого различия, которое первоначально многие видели. Причиной кажущегося различия были паи, употребляемые Кольбе, и отчасти способ его выражения, напоминавший прежние толкования дуалистов. Говоря о конституции, химическом строении или группировке атомов, все понимают под этим не известное, определенное налегание атомов друг на друга или вообще их относительное положение в пространстве, но только ту химическую связь и те отношения, которые существуют между отдельными атомами, вступившими в соединение, и влияние, происходящее вследствие их взаимнодействпя, на свойства вещества. К разрешению этой задачи, говорят они, должны быть направлены усилия современной химии, оставляя в стороне все попытки определить способ расположения атомов как несвоевременные, а по другим - даже не принадлежащие к кругу химических вопросов. Но следует заметить, что не все с одинаковой ясностью проводят этот способ воззрения, хотя, в сущности, все употребляемые конституционные формулы сходятся к одному понятию. Эрленмейер довольно подробно развивает свой взгляд на причины изомерии п ставит на главном плане различие сродства многоатомных элементов. Он между прочим замечает, что для него непонятно, каким образом различное распределение элементарных паев43 может объяснить изомерию веществ, не принимая во внимание различную силу сродства эквивалентов углерода.  [20]

Унитарная теория делала приложение множества прежних дуалистических взглядов прямо невозможным. Выражая, например, азотную кислоту, едкое кали и воду частичными формулами NH03, КНО и Н20, она, очевидно, отрицала принимавшееся дуалистами содержание воды в обоих первых веществах.  [21]

Что же касается типиков, то мы уже видели, каким образом унитарно-типическая теория отнеслась к вопросу о конституции. Совершенно протпвуположно дуалистам, она предала посмеянию попытки выразить формулой расположение атомов и отвергла предсуществование ( preexistence) известных определенных групп внутри сложного тела.  [22]

Это хорошо знал Берцелиус и его школа. В самом деле, дуалисты сначала не хотели верить, что могло происходить замещение водорода хлором, а когда увидели факты, то стали говорить, что замещению подвергаются парные вещества, и этот взгляд перенесли на уксусную кислоту. Лоран к этим спариваниям и парным веществам Берцелиуса отнесся с некоторой насмешкой.  [23]

Совершенно противное должны мы сказать о кремнеземистых соединениях, в изучении которых господствует рутина - нет почти вовсе строгого и естественного начала. Эти начала не только не вырабатываются, но даже не заметно и стремление к установлению их. До сих пор еще большинство минералогов жаркие дуалисты, по прихоти располагающие элементами. До сих пор только один Берцелиус обратил должное внимание на строение минералов - за ним все последовали, и когда главные основания теоретического воззрения шведского ученого были опровергнуты, все еще признавались прямые следствия этих начал. Огромный запас новых сведений наглядно указал неточность следствий, но усилия ученых обратились не к поверке начал, а к опровержению указанных исключений, к составлению побочных теорий, оставляющих неприкосновенною главную теорию. В минеральной химии имя Берцелиуса имеет и до сих пор еще то значение, каким пользовалось за четверть столетия назад, тогда как в остальной части химии славное и уважаемое имя шведского ученого предано истории, вместе с именами Альберта Великого, Парацельза, Сталя, Лавуазье, Деви.  [24]

Из приведенных слов Кекуле видно, что гипотеза, предлагаемая им, есть не что иное, как видоизменение электрохимической гипотезы. Как в силу этой последней принималось, что однородные или близкие по свойствам атомы не могут или трудно вступают в соединения, потому что полюсы их, будучи одарены однородным электричеством, взаимно отталкиваются, так и в гипотезе Кекуле однородные атомы не одарены взаимным притяжением, а. Разница между обеими теориями только в том, что дуалисты силу притяжения между атомами приписывали разноименным электричествам, Кекуле же принимает такое же действие этой силы, не объясняя, однако, вследствие каких причин она так действует. Потому-то как электрохимическая теория не могла устоять, как скоро явились противоречащие ей факты, так и теория Кекуле не может быть принята, потому что создана, очевидно, без всякого внимания к фактам и к тому, что в настоящее время может быть из них выведено.  [25]

Первая из них появилась у колыбели науки, в настоящем ее направлении, и имела в своем распоряжении весьма малый запас фактов, вследствие чего, стараясь объяснить причину явлении химизма, впала в односторонность. Вторая владела уже более значительным материалом, но материал этот был все-таки недостаточен, чтобы придти к каким-либо положительным выводам, и потому Гергардт ограничился только постановкой вопроса, предоставляя разрешение его будущему. Я мог бы, таким образом, не боясь упрека, совершенно пройти молчанием то, как смотрели на него дуалисты и унитаристы, и если я не сделал этого, то единственно с целью показать, что значение его-более или менее ясно проглядывает почти с тех пор, когда установлен был первый химический закон, закон определенных отношений. Последователи унитарной теории, далеко уступавшие вначале по глубине взгляда основателям ее, развивали эту теорию только с ее внешней, формальной стороны, и потому вопрос о взаимном влиянии элементов был совершенно забыт.  [26]

Дуалисты пишут отдельно окись и воду и прибавляют, что эту воду выделить нельзя. Но мы попробовали, говорит Лоран, поставить кислоты фосфора как последовательный ряд окисления фосфористого водорода и показать, что вместе с увеличением О увеличивается основность. Очевидно здесь он ссылается на Бер-целиуса. Дуалисты говорят, что нельзя утверждать того, чего не видишь, и не видеть того, что есть перед глазами. Вместе с этим для лимонной кислоты, в силу дуалистических взглядов, принимается, что она есть тарное вещество из безводной аконитовой кислоты, соединенной с двумя частицами особого парного, гипотетического вещества, не существующего в отдельности.  [27]

Таким образом, выражение рациональной конституции, вызванное явлением изомерии, состояло в означении формулами того взаимного расположения элементарных и сложных атомов внутри частиц, от которого зависело различие свойств их. С точностью неизвестно, смотрел ли Берцелиус на свои формулы как на выражение группировки, остающейся для данного тела во всех случаях неизменною или изменяющейся, смотря по реакциям, которым вещество будет подвергнуто. Во всяком химическом разложении22 равно важно как притяжение, которое действовало в самом соединении до разложения его, так и притяжение между атомами этого соединения и атомами разлагающего вещества; разложение зависит не только от притяжений, действующих внутри разлагаемого соединения, но также и от притяжений, действующих извне, и так как эти притяжения бывают различны при употреблении различных разлагающих веществ, то и могут получаться различные продукты разложения, элементарные же атомы разлагаемого соединения могут группироваться иначе, нежели как в соединении до его разложения. Продолжим далее эту выписку из теоретической химии Буффа, Копна и Цаминера, чтобы показать, какой отпечаток положила типическая теория на понятие дуалистов о рациональных формулах. Рациональная конституция химического соединения не есть нечто, что можно с определенностью доказать, но все основано на предположениях, достоинство которых зависит от того, в какой мере они соответствуют цели. Эти предположения должны по возможности просто представлять химическое отношение соединения; в соединениях с подобным химическим отношением они должны выражать и сходство рациональной конституция; они должны без натяжки объяснять явления образования и разложения соединений. Но эти явления не все приводят к одному и тому же предположению для рациональной конституции соединения.  [28]

Рассматривая формулы различных веществ, он приходит к тому, что жораровские формулы имеют больше вероятности и что, следовательно, дуализм, который принимает воду но всех кислотах, уже не может удержаться. Несомненно, что мы должны принять существование таких веществ, которые по заключают в себе воды, и при этом Лоран указывает на азотную кислоту. На неосновательность дуализма он указывает и с той точки зрения, что вещество может быть образовано различными реакциями. Словом, он указывает на то, что нет причины держаться дуалистических взглядов. Лоран с большой горячностью излагает свои взгляды и указывает па непоследовательность дуализма. Так он говорит: Для изучения конституции какого-нибудь бинарного соединения нельзя употреблять - ( говорят) дуалисты - любое тело; надо на него действовать простым телом, а для изучения соляного соединения надо употребить основание или кислоту. Так как основания выделяют основания, кислоты вытесняют кислоты, значит и соли содержат основания и кислоты.  [29]

Все на свете изменяется, все п мире движется, но как происходит это изменение и в каком виде совершается это движение - вот в чем вопрос. Мы знаем, например, что земля некогда представляла из себя раскаленную огненную массу, затем она постепенно остыла, затем возник животный мир, за развитием животного мира последовало появление такого рода обезьян, из которого впоследствии произошел человек. Некоторые говорят, что природе и ее развитию предшествовала мировая идея, которая потом легла в основу этого развития, так что ход явлений природы оказывается пустой формой развития идей. Некоторые же говорят, что в мире изначально существуют две противоположные друг другу силы - идея и материя, что, в соответствии с этим, явления делятся на два ряда - идеальный и материальный, между ними происходит постоянная борьба; так что развитие явлений природы, оказывается, представляет из себя постоянную борьбу между идеальными и материальными явлениями. Этих людей называют дуалистами, которые, подобно идеалистам, делятся на различные направления.  [30]



Страницы:      1    2    3