Дхармы - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Для нас нет непреодолимых трудностей, есть только трудности, которые нам лень преодолевать. Законы Мерфи (еще...)

Дхармы

Cтраница 1


Дхармы, относящиеся к сознанию, представлены в виджнянаваде восемью разновидностями ( напомним, в хинаяне - одной) и образуют три типа сознаний. Прежде всего выделяется шесть видов дхарм, которые обусловливают осознавание слышанного, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого ментальным органом.  [1]

Дхармы, элементы бытия, не имеют самостоят, реальности; они реальны как проявления сознания.  [2]

Комбинации дхарм образуют бесконечный но времени и безграничный в пространстве поток бытия, композиции, воспринимаемые как дела и вещи. Они находятся во взаимосвязи друге другом, подчиняясь закону всеобщей причинности ( санскр. Именно посредством причинности Васубандху и другие хинаянистские философы объясняли возникновение и существование феноменального бытия, кажущегося обыденному сознанию чем-то целым.  [3]

При успокоенности дхарм исчезает круг перерождений, в котором вращается человек, и тем самым прерывается его существование. Среди дхарм различаются, как уже отмечалось, волнующиеся и неволнующтхн. Хотя они и присутствуют в общем потоке дхарм, но в комбинациях проявлений не участвуют. В число неволнующихся входят также некоторые дхармы, подверженные бытию, а именно те, которые являются носителями положительных. Активность остальных дхарм как раз и обусловливает бытие человека в бренном мире.  [4]

Новые комбинации дхарм предопределяются кармой - суммой всех грехов и добродетелей в прошлом цикле перевоплощений.  [5]

По определению О. О. Розенберга, дхармы, подверженные бытию, связаны с четырьмя процессами - рождением, пребыванием, изменением и исчезновением, происходящими в каждое мгновение.  [6]

Бытие конституировано всеми разновидностями дхарм. Асанга говорил, что такая картина мира лишена смысла, ложна. Виджнянавадины подчеркивали полную иллюзорность бытия, воспринимаемого таким образом.  [7]

Истинно-сущее разложено на бесконечное число дхарм, каждая из которых испытывает свою долю страдания. Доля эта находится в зависимости от кармы, содеянного в прошлом рождении: каждая данная единичная жизнь связана с предыдущей и виновна в том, что она страдает именно так, а не иначе. Происходит это вследствие того, что единичная жизнь представляет собой не что иное, как временное сочетание безначальных и бесконечных составных частей, это как бы лента, сотканная на определенном отрезке времени из безначальных и бесконечных нитей. Жизнь - это некий узор, смерть же - распадение узора, распутывание нитей и соединение их в ленту с новым узором.  [8]

Вайбхашика), утверждавших, что материальные и духовные дхармы реально существуют, а семя, к-рое ни тождественно мысли, ни отлично от нее, существовать не может, саут-рантикн считали, что, помимо внутренних дхарм, реально существуют лишь мгновенные дхармы, а все то, что обладает длительностью, существует лишь номинально. Общие понятия - лишь полезные выдумки, умственные построения ( prajnapti), пригодные для описания явлений, к абс. Понятия относятся к сфере рассуждения, абсолютная же реальность постигается не путем рассуждений, а путем медитации. Саутрантики отрицали реальное существование нирваны, к-рая, являясь, но их мнению, простым отсутствием действий, не может быть познана ни путем прямого восприятия, ни путем логич.  [9]

Основу психической жизни составляет не душа, а отдельные дхармы. Слово дхарма имеет много значений: закон, учение, религия, истинно реальное, качество и пр. Но основное его значение в буддистской философии - носитель своего признака, то есть носитель душевных свойств.  [10]

Одни ( сарвастивадины) понимают истинно-сущее как множественность дхарм, неких вечно существующих реальностей, другие ( шуньявадины) утверждают, что истинно-сущее есть безатрибутная пустота-шуньята, а потому о нем нельзя сказать, что оно есть или не есть, что оно есть и не есть, что оно не есть и не не есть.  [11]

Из данных онтологических посылок следует, что должное бытие дхарм - абсолютный покой, неволнение, что предполагает не-возникновение каких-либо их сочетаний. Освобождением от страдания является успокоение дхарм, что означает прекращение существования человека как такового, выход из круга перерождений. Успокоение дхарм, конституирующих то, что представляется человеком, и есть обретение им нирваны. Нирвана - это инобытие по отношению к бытию человека, значит, сансара и нирвана никоим образом не совместимы.  [12]

То, что кажется нам личностью на самом деле поток дхарм. Но этот поток определенным образом организован. Так образуется индивидуальная форма сочетания дхарм. Это сочетание обусловлено действиями человека в прошлых рождениях и в настоящем, а также кармой.  [13]

Личность, хоть и воспринимается как процесс, как поток дхарм, есть и некоторая целостность, как целостен всякие процесс.  [14]

Саутрантика базируется только на сутрах ( что и объясняет ее название) и рассматривает дхармы лишь как условно выделяемые моменты или единицы психической жизни для удобства описания последней.  [15]



Страницы:      1    2    3