Cтраница 3
Шуньявада утверждает, что ни одна дхарма не существует сама по себе, а существует лишь относительно других дхарм. Следовательно, все дхармы лишены своей собственной природы и пусты, бессущностны. [31]
Из данных онтологических посылок следует, что должное бытие дхарм - абсолютный покой, неволнение, что предполагает не-возникновение каких-либо их сочетаний. Освобождением от страдания является успокоение дхарм, что означает прекращение существования человека как такового, выход из круга перерождений. Успокоение дхарм, конституирующих то, что представляется человеком, и есть обретение им нирваны. Нирвана - это инобытие по отношению к бытию человека, значит, сансара и нирвана никоим образом не совместимы. [32]
Дхармы, относящиеся к сознанию, представлены в виджнянаваде восемью разновидностями ( напомним, в хинаяне - одной) и образуют три типа сознаний. Прежде всего выделяется шесть видов дхарм, которые обусловливают осознавание слышанного, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого ментальным органом. [33]
Из данных онтологических посылок следует, что должное бытие дхарм - абсолютный покой, неволнение, что предполагает не-возникновение каких-либо их сочетаний. Освобождением от страдания является успокоение дхарм, что означает прекращение существования человека как такового, выход из круга перерождений. Успокоение дхарм, конституирующих то, что представляется человеком, и есть обретение им нирваны. Нирвана - это инобытие по отношению к бытию человека, значит, сансара и нирвана никоим образом не совместимы. [34]
Дхармы, относящиеся к сознанию, представлены в виджнянаваде восемью разновидностями ( напомним, в хинаяне - одной) и образуют три типа сознаний. Прежде всего выделяется шесть видов дхарм, которые обусловливают осознавание слышанного, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого ментальным органом. [35]
Различные школы вкладывают разный смысл в эти три термина. Весь мир представляется состоящим из отдельных дхарм, сменяющих друг друга п обусловленных. Пустота, лишенность признаков н отсутствие желаний являются не предметами обсуждения, а тремя объектами сосредоточения ( самадхи), п только тогда они являются дверями освобождения. [36]
Новая религия получила название махаяны, в отличие от традиционного, идущего от Будды направления - хинаяны. В противоположность хинаянистским философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мира. Учение о нереальности дхарм, или о Шуньяте ( пустоте), было логически обосновано Нагарджуной ( 2 в. [37]
Новая религия получила название махаяны, в отличие от традиционного, идущего от Будды направления - хинаяны. В противоположность хинаянист-ским философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мкра. Учение о нереальности дхарм, или о Шуньяте ( пустоте), было логически обосновано Нагарджуной ( 2 в. [38]