Cтраница 2
После смерти человека дхармы, составлявшие его личность, распадаются, но под действием той дхармы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой жизни. [16]
Бхагавад-гите, где он говорит Арджуне: Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок, когда нагло порок существует, Я себя порождаю, Арджуна), и особенно - с образом Калки: он уничтожает варваров и низких ( дасью и шудр), восстанавливает власть царя-ча-кравартина ( правителя мира) и возрождает порядок, основанный на варна-аш-рама-дхарме ( религ. [17]
Накладывающим его объявили царя - правдивого, поступающего осмотрительно, мудрого, знающего [ значение ] дхармы, [ а также ] удовольствия и богатства. [18]
Шуньявада утверждает, что ни одна дхарма не существует сама по себе, а существует лишь относительно других дхарм. Следовательно, все дхармы лишены своей собственной природы и пусты, бессущностны. [19]
Следует подчеркнуть, что теоретики хинаяны, и прежде всего Ва - субандху, разработали детальнейшую классификацию дхарм с точки зрения на них как: на потенциальных продуцентов дел и вещей. В подробностях представлен механизм образования комбинаций проявления дхарм, причины возникновения тех или иных комбинаций. Эти рассуждения хинаянистских философов обосновывали первые две благородные истины: все есть страдание, имеются причины страданий. [20]
Так как Наказание обладает великой энергией и с трудом может быть использовано неопытными, то царя, отклоняющегося от дхармы, оно губит вместе с родственниками. [21]
Философские основания виджиянавады строятся в весьма строгой иерархической соподчиненное и начинаются с анализа феноменального бытия, которое представляется как поток дхарм. Виджнянавадины насчитывают сто их разновидностей, которые группируют по тем же категориям, что и философы хинаяны. [22]
Из страха перед ним все живые существа - недвижущиеся и движущиеся - служат пользе и не уклоняются от [ исполнения ] дхармы. [23]
Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили Наказание [ воплощением ] дхармы. [24]
Следовательно, все происходящие и существующие во времени и пространстве дела и вещи, если воспользоваться буддийской терминологией, не что иное, как бесконечно сменяющие друг друга сочетания проявлений дхарм. [25]
Вайбхашика), утверждавших, что материальные и духовные дхармы реально существуют, а семя, к-рое ни тождественно мысли, ни отлично от нее, существовать не может, саут-рантикн считали, что, помимо внутренних дхарм, реально существуют лишь мгновенные дхармы, а все то, что обладает длительностью, существует лишь номинально. Общие понятия - лишь полезные выдумки, умственные построения ( prajnapti), пригодные для описания явлений, к абс. Понятия относятся к сфере рассуждения, абсолютная же реальность постигается не путем рассуждений, а путем медитации. Саутрантики отрицали реальное существование нирваны, к-рая, являясь, но их мнению, простым отсутствием действий, не может быть познана ни путем прямого восприятия, ни путем логич. [26]
Вайбхашика), утверждавших, что материальные и духовные дхармы реально существуют, а семя, к-рое ни тождественно мысли, ни отлично от нее, существовать не может, саут-рантикн считали, что, помимо внутренних дхарм, реально существуют лишь мгновенные дхармы, а все то, что обладает длительностью, существует лишь номинально. Общие понятия - лишь полезные выдумки, умственные построения ( prajnapti), пригодные для описания явлений, к абс. Понятия относятся к сфере рассуждения, абсолютная же реальность постигается не путем рассуждений, а путем медитации. Саутрантики отрицали реальное существование нирваны, к-рая, являясь, но их мнению, простым отсутствием действий, не может быть познана ни путем прямого восприятия, ни путем логич. [27]
Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щер-батской ( 1866 - 1942) назвал центральной концепцией буддизма. Дхармы - некие непознаваемые ( что-то подобное кантовской вещи в себе) единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы не рождаются и не исчезают, число их бесконечно. Каждая дхарма обладает определенным неизменяющимся набором признаков. Дхармы, как и все единичное, могут находиться в должном или недолжном бытии, причем под первым понимается состояние абсолютного покоя. [28]
Ат-ман), а является комбинацией материальных и психич. Дхармы находятся в вечном непрекращающемся процессе постоянного взаимодействия в соответствии с законом зависимого происхождения, к-рый представляет собой видоизмененную формулировку закона кармы. Хотя сами дхармы вечны и неизменны, но образованные из них объекты преходящи и есть не что иное, как непрерывно сменяющийся поток дхарм. [29]
Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: человека, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений ( сансара) или колесо жизни может быть прервано. [30]