Гегелевская диалектика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если тебе трудно грызть гранит науки - попробуй пососать. Законы Мерфи (еще...)

Гегелевская диалектика

Cтраница 2


Подобная тенденция в учении Брэдли связана с переосмыслением гегелевской диалектики. Гегелевское учение о восхождении от абстрактного к конкретному как процессе, в котором совпадают становление конкретного ( реальности) и его познание, заменяется статическим совпадением конкретного как всеобщего ( философского) понятия и реальности.  [16]

Посмотрим теперь, каким видоизменениям подвергает г-н Прудон гегелевскую диалектику, применяя ее к политической экономии.  [17]

Посмотрим теперь, каким видоизменениям подвергает г-н Прудон гегелевскую диалектику, применяя ее к политической экономии.  [18]

Основные усилия представителей деборинской школы были направлены на то, чтобы гальванизировать гегелевскую диалектику, доказать ее действенность, причем во всех ее частностях и деталях. При всей глубине философского мышления Гегеля его концепция не могла не нести на себе печать культуры начала XIX века, и в постановке, и в решениях многих философско-методологических проблем она не могла не отразить особенности науки своего времени, многократно увеличенные идеалистической критикой естествознания, развернутой Гегелем в натурфилософии. Между тем сторонники А. М. Деборина пытались уложить достижения естествознания XX века в прокрустово ложе гегельянства. Поэтому обвинения диалектиков в схоластике, выдвигавшиеся со стороны механистов, были во многом заслуженными. Навязывая науке XX века гегельянские схемы-триады, диалектики столь же безапелляционно обвиняли в идеализме тех ученых, которые мыслили самостоятельно и развивали оригинальные методологическо-философские идеи.  [19]

По словам Бернштейна, Маркс и Энгельс совершили все великое не благодаря гегелевской диалектике.  [20]

Наиболее адекватным методом подобного изучения должна была стать, по его мнению, марксистски преобразованная гегелевская диалектика. Сущность гегелевского метода состоит, по Плеханову, в том, что мыслитель не должен успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать: нет ли в предмете, о котором он мыслит, качеств и сил, противоположных тому, что представляется этим предметом на первый взгляд; таким образом, мыслитель был принужден обозревать предмет со всех сторон, и истина являлась ему не иначе, как следствием борьбы всевозможных противоположных мнений.  [21]

Шмитт ( Schmitt), Эжен Генрих ( 1851 - 1916) - автор работы Тайна гегелевской диалектики, освещенной с конкретно-чувственной точки зрения, написанной в ответ на объявление берлинским гегельянским Философским обществом премии за сочинение о методе Гегеля; работа была признана выдающейся, однако премии не получила за содержащиеся в ней материализм и сенсуализм; впоследствии перешел на позиции мистицизма и гностицизма.  [22]

В том, каким образом соподчиняются низшая и более высокие стадии социально-исторического процесса, нельзя не почувствовать влияния гегелевской диалектики с ее снятием низшего в высшем. Так, - иллюстрирует Соловьев свою мысль, - родовой союз с возникновением государства становится подчиненным частным элементом в виде семьи, в которой родственная связь не упраздняется, а скорее углубляется нравственно, изменяя только свое социологическое и правовое значение, переставая быть основанием независимой власти ( власть старейшины, т.е. старшего в роде.  [23]

Разумеется, говоря о том, чтобы учиться диалектике у Гегеля, Энгельс имеет в виду не простое перенимание гегелевской диалектики как таковой, а коренную ее переделку на основе философского материализма, освобождение ее от всякой мистики. Такая переработка, как известно, была осуществлена Марксом и Энгельсом.  [24]

Собственность, в одно и то же время и индивидуальная и общественная, - эта туманная уродливость, эта нелепица, получающаяся из гегелевской диалектики, эта путаница, эта глубокомысленная диалектическая загадка, которую Маркс предоставляет разрешить своим адептам, - опять-таки является продуктом свободного творчества и воображения г-на Дюринга. Маркс, выдаваемый г-ном Дюрингом за гегельянца, обязан в качестве результата отрицания отрицания дать некое настоящее высшее единство, а ввиду того что он это делает не так, как хотелось бы г-ну Дюрингу, последнему приходится снова впадать в возвышенный и благородный стиль и в интересах полной истины подсовывать Марксу такие вещи, которые представляют собой собственный фабрикат г-на Дюринга. Человек, абсолютно неспособный, хотя бы в виде исключения, цитировать правильно, должен, разумеется, впадать в нравственное негодование по поводу китайской учености других людей, которые всегда, без исключения, цитируют правильно, но именно этим плохо прикрывают недостаточное понимание совокупности идей цитируемых в каждом данном случае писателей. Да здравствует историография в высоком стиле.  [25]

В Нищете философии Маркс вскрыл коренные недостатки методологии Прудона, его идеалистический и метафизический подход к изучению общественных явлений, примитивное истолкование им гегелевской диалектики, несостоятельность его попыток применить ее к политической экономии, искусственно конструируя абстрактные категории, не вытекающие из действительной жизни. Маркс противопоставил идеалистическим формулам Прудона материалистическую диалектику, показал, что идеи, научные абстракции, логические категории должны быть не произвольным продуктом мысли, а отражением реальных процессов; они призваны раскрыть диалектическое развитие самой действительности.  [26]

Глубочайший революционный историзм, который пронизывает все учение Маркса, от его самых обобщающих вершин до непосредственно практических выводов, генетически связан с гегелевской диалектикой, критически переработанной.  [27]

В таких произведениях, как Тезисы о Фейербахе, Немецкая идеология, Анти-Дюринг, Диалектика природы и др., Маркс и Энгельс сбросили покров мистицизма с гегелевской диалектики, органически соединили материализм и диалектику, распространили диалектический материализм на понимание объективных законов развития природы и человеческого общества.  [28]

Поддерживая, с одной стороны, общие антиспекулятивные настроения, Энгельс, с другой стороны, идет против течения, выступая в работе Анти-Дюринг в защиту гегелевской диалектики. На конкретных примерах из разных сфер - природы, общества, мышления - Энгельс стремится показать, что те или иные странно выглядевшие диалектические положения вовсе не горячечный бред, как их охарактеризовал Дюринг, - они соответствуют вполне реальным явлениям и процессам.  [29]

Анализируя отношение марксистской диалектики к идеалистической диалектике Гегеля, в которой господствует извращение всех действительных связей, Энгельс приводит слова Маркса из послесловия ко 2-му изданию I тома Капитала о том, что гегелевскую диалектику надо поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.  [30]



Страницы:      1    2    3    4