Cтраница 3
Никольский состоял студентом Петербургского педагогического института, где и выдвинулся своими математическими способностями, и на экзаменах, на которых присутствовал Румовский, обратил на себя его внимание. В 1808 г. он окончил институт, и Румовский тотчас определил его в Казанский университет магистром, поручив его особому вниманию Бартельса для подготовки к званию адъюнкта математики. Бартельс, в свою очередь, был сначала в восторге от даровитого ученика, дал попечителю о нем блестящий отзыв и предсказывал ему выдающуюся б) Д Щность на научном поприще. [31]
Отношение интенсивностей в максимумах линии 84 ведет себя по-разному в зависимости от формы исходного профиля. Таким образом, если а оо, при достаточно больших оптических толщинах слоя можно, например, использовать известный пирометрический метод Бартельса [76], несмотря на то, что теория этого метода исключает наличие сдвигов у линий испускания и поглощения. [32]
Эйлер был членом русской Академии Наук, провел в Петербурге с перерывами свыше 30 лет, традиции его были в нашей столице очень сильны, и учебные книги этого великого математика не могли быть незнакомы преподавателю университета. Но не случайно, конечно, Бартельс и Лобачевский почти не упоминают о них в своих проспектах: по своим установкам, по подходу к учению о бесконечно малых сочинения Эйлера при всем их значении были для них уже пройденным этапом; Бартельс, а с ним и Лобачевский принадлежали уже к школе Коши и Гаусса, а не Эйлера. Это выясняет многое в самой постановке тех вопросов, которые занимали Лобачевского, в том их решении, к которому он пришел. [33]
Весна 1806 г., окончившаяся для Пруссии тяжелой неудачей в войне с Наполеоном, положила конец просветительным планам брауншвейгского правительства. Бартельс остался совершенно без средств и теперь сам обратился к Румовскому с предложением приехать в Казань. Румовский охотно принял это предложение, и 15 февраля 1808 г. после очень трудного путе шествия Бартельс прибыл в Казань. [34]
Никольский состоял студентом Петербургского педагогического института, где и выдвинулся своими математическими способностями, и на экзаменах, на которых присутствовал Румовский, обратил на себя его внимание. В 1808 г. он окончил институт, и Румовский тотчас определил его в Казанский университет магистром, поручив его особому вниманию Бартельса для подготовки к званию адъюнкта математики. Бартельс, в свою очередь, был сначала в восторге от даровитого ученика, дал попечителю о нем блестящий отзыв и предсказывал ему выдающуюся б) Д Щность на научном поприще. [35]
Единственно, что он мог бы в это время сообщить Бар-тельсу, это давно зародившееся у него сомнение относительно безусловной истинности евклидовой геометрии. Бартельс находился в переписке с Гауссом, переписка эта носила спорадический характер, обмен письмами происходил через большие промежутки. [36]
Бартельс прекрасно знает, что, организуя союз под названием Демократическая ассоциация, демократы различных наций не ставили себе никакой другой цели, кроме обмена мнениями и достижения взаимного понимания относительно принципов, которые могли бы служить для объединения и братства народов. Само собой разумеется, что в обществе, которое ставит себе подобную цель, обязанностью всех иностранцев является откровенное изложение своих воззрений, и поистине смешно называть их менторами каждый раз, когда они берут слово для исполнения своего долга по отношению к ассоциации, к которон принадлежат. Бартельс обвиняет иностранцев в желании всех поучать, то это объясняется тем, что они отказываются выслушивать его собственные поучения. [37]
В 1785 г. орден иллюминатов был уничтожен приказом брауншвейгского правительства. После многих блужданий, в том числе кратковременного, неудачно для него сложившегося пребывания в революционной Франции, Броннер, будучи преподавателем в кантональной школе в г. Аарау, сошелся с Бартельсом, который и рекомендовал его в 1806 г. Румовскому для занятия кафедры физики в Казани. Броннер сам был удивлен тем, что безоговорочно получил приглашение, не имея, в сущности, для этого научных данных; но приглашение он принял и в октябре 1810 г. прибыл в Казань. [38]
Когда Бартельс прибыл в Казань, его здесь ждали, его имя было окружено ореолом. Поэтому в его аудиторию пришли все интересовавшиеся математикой, а их было в Казанском университете не так мало; на первой же лекции у Бартельса появилось 15 студентов. Бартельс был вполне доволен той подготовкой, которую студенты получили у Карташевского. [39]
По мнению Питера Беннета и Гарольда Кассарджана ( BennettandKasarjian, 1972), экономическая теория потребительского поведения относится к числу наиболее разработанных социальных теорий. Действительно, поскольку выбор потребителей и продавцов является отражением экономических законов спроса и предложения, потребительское поведение не может быть вне поля зрения экономистов. Бартельс ( Bartels, 1988) отмечает, что экономические концепции предельной полезности, альтернативных издержек и рациональности активно используются маркетологами при изучении проблем потребительского поведения. [40]
Первый метод, описанный в разд. Данциг и др. ( 1969) показали превосходство формы EFI над формой PFI для матриц общего типа в линейном программировании с точки зрения скорости -, точности вычисления обратной матрицы и ее разреженности. Бартельс и Голуб ( 1969) предложили треугольную схему изменений, которая имеет определенные желаемые свойства. [41]
По сообщению Н. Н. Бу - лича1, Бартельс специально занимался с Лобачевским изучением этого сочинения. Имеются указания, - говорит по этому поводу Загоскин2, - что предметом приватных занятий Бартельса с Лобачевским служила арифметика Гауссаs и первый том Небесной механики Лапласа. Об этом необходимо сказать с большей определенностью. Именно, не может подлежать сомнению, что Лобачевский под руководством Бартельса занимался также Арифметическими исследованиями Гаусса. [42]
Если на протяжении всего этого времени нельзя проследить ни одного момента, который дал бы основание считать, что Бартельс получил какие-либо сведения от Гаусса о его взглядах на вопрос о параллельных линиях и сообщил о них Лобачевскому, то последующие данные совершенно исключают эту возможность. Опубликовав свои работы, Лобачевский, естественно, послал их своему учителю. Но, по сообщению известного астронома О. В. Струве ( в письме к Энгелю), Бартельс отнесся к остроумным спекуляциям Лобачевского отрицательно и не признавал за ним никакого научного значения. Это было бы невозможно, если бы Бартельсу были известны взгляды Гаусса на этот предмет, и, в особенности, если бы Бартельс сам сообщил о них Лобачевскому. Вся совокупность этих соображений не оставляет сомнений в том, что Лобачевский пришел к своим замечательным идеям совершенно самостоятельно. [43]
Разумеется, специалисты по потребительскому поведению черпают свои концепции не только из экономической теории. Экономика не может дать окончательного ответа на все вопросы, с которыми сталкивается специалист по маркетингу. Кассарджан ( Bennett and Kassarjian, 1972), несмотря на всю неполноту экономической теории потребительского поведения, она имеет ряд важных положений. Бартельс ( Bartels, 1988), главной причиной провозглашения потребителя центральной фигурой маркетинга является замечание Адама Смита ( Adam Smith) о том, что основная цель любой экономической деятельности заключается в удовлетворении потребительских нужд. [44]
В физико-математическом факультете часть математических наук заслуживает особенное внимание по выбору преподавателей. Можно сказать, что одна сия часть составлена правильно и преподается отлично хорошо. О научном значении каждого отдельного лица он, однако, часто высказывал довольно нелепые суждения. Вот что он, например, писал о Бартельсе: Профессор Бартельс есть человек отлично знающий, но не довольно хорошо знает по-русски и лекции преподает вместе на русском, немецком и, иногда, смотря по разумению студентов, на латинском языке. Это неверно: Бартельс был прекрасным преподавателем, но к роли академика совершенно не подходил. [45]