Cтраница 1
Психологические барьеры на пути к рынку прежде всего выражаются в отсутствии рыночной мотивации у большой части руководителей, специалистов и населения. [1]
Психологические барьеры особенно возрастают на этапе внедрения автоматизированной системы управления, когда происходят наиболее существенные и болезненные изменения в перестройке деятельности управленческого аппарата. Поэтому внедрению АСУП ( любой ее очереди) должно предшествовать: нацеливание коллектива на внедрение АСУП; определение потенциальной готовности персонала к участию в мероприятих по внедрению АСУП; фиксация сложившихся норм в производственной деятельности; выявление мотивов отношения к труду; прогнозирование социально-психологических особенностей внедрения АСУП. [2]
Психологические барьеры классифицируются по особенностям их проявления. В связи с этим они подразделяются на организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-психологические и психомоторные. [3]
Психологические барьеры для каждого изобретателя имеют свою, индивидуальную высоту и преодолевать их можно и нужно. [4]
Психологический барьер по отношению к бригадной организации труда может формироваться не только у рабочих, которые должны объединиться в бригаду, но и у инженерно-технических работников, которые нередко опасаются, что внедрение бригад увеличит их личную загруженность и повысит интенсивность труда. Так, не всегда заинтересованы в создании бригад руководители отделов труда и заработной платы, цеховые нормировщики и экономисты, да и руководители отдельных подразделений. Между тем практика внедрения бригадной организации труда в промышленности свидетельствует о том, что заинтересованное отношение начальника цеха или директора предприятия выступает в качестве полифункционального социально-психологического фактора, от которого существенно зависит успех дела. [5]
Психологический барьер по отношению к бригадной организации труда может формироваться не только у рабочих, которые должны объединиться в бригаду, но и у инженерно-технических работников, которые нередко опасаются, что внедрение бригад увеличит их личную загруженность и повысит интенсивность труда. Так, не всегда заинтересованы в создании бригад руководители отделов труда и заработной платы, цеховые нормировщики и экономисты, да и руководители отдельных подразделений. Между тем практика внедрения бригадной организации труда в промышленности свидетельствует о том, что заинтересованное отношение начальника цеха или директора предприятия выступает в качестве полифункционального социально-психологического фактора, от. [6]
Психологический барьер между руководителем и подчиненным нередко образуется и потому, что оба они видят проблему с разных точек зрения: рядовой замечает окружающие его частности, он прекрасно ориентируется в деталях, полководец же рассматривает ситуацию во всей ее полноте, но частностей может и не заметить. Большая ответственность держит руководителя в состоянии нервного напряжения, отсюда внутренняя тревожность, возбудимость, срывы в межличностном поведении. Тот факт, что подчиненные обычно гиперболизируют личность руководителя, не может не влиять на его представления о самом себе, на то Я, которое во взаимодействии с ролью детерминирует его поведение. [7]
Психологические барьеры выполняют две основные функции: - ф - функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды. [8]
Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов соЦиально - исихологи-ческого взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Выполняя функцию средства психологической защиты индивида от перегрузки эмоциональной информацией, стереотцп выступает и в роли социально-психологического барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве уникальной индивидуальности. Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности. Так, интровертированность часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой ( см.: Парыгин Б.Д. Социальная психология. [9]
Существует непоколебимый психологический барьер при восприятии этого факта, но твердое понимание его необходимо при обсуждении механизмов химических или ферментативных реакций, в которых двусмысленность такого рода возможна. [10]
Имеются значительные структурные, экономические и психологические барьеры на пути внедрения служб гигиены труда на МП. [11]
Кроме психологического барьера существует барьер организационно-методологический. Он связан с вопросом о путях развития АСУ и их широкого внедрения в народное хозяйство. [12]
Появление психологического барьера может быть обусловлено и социальными коллизиями, необходимостью преодоления состояния устойчивой удовлетворенности, рождающей социальную идиллию и безынициативность. Барьер зачастую является отражением боязни потерять достигнутый: 5отпиком формальный и неформальный статус, а также опасением того, что изменяющиеся условия труда не позволят сохранить ему прежнюю должность и социальное положение. [13]
Ликвидации психологического барьера или, во всяком случае, снижению его высоты может способствовать рациональная организация диалогового взаимодействия студента с ЭВМ. [14]
Преодоление возможного психологического барьера на предприятии может произойти уже на этой фазе. [15]