Cтраница 4
В жизни каждого взрослого человека есть два центра, два полюса деятельности - экономический и сексуальный. Есть два врага - Голод и Смерть. [46]
Организующий принцип жизни социального человека есть лю - § бовь в ее религиозном смысле. Если рассмотреть соотношение § любви с другими ценностными сферами, то ясно, что духу любви и противостоит объективность науки, точно так же существует на-д пряженность между экономическим и социальным подходами: s последнее исключает первое. По словам Шпрангера, fr; любовь и власть не исключают друг друга в том случае, когда речь идет о власти любви. Социальный человек может найти себя в политическом смысле только в патриархальных политических системах, где царствует дух братства и любви, а не в современных режимах, характеризующихся универсальным рациональным правовым порядком. Разумеется, наиболее близок социальному типу религиозный тип. [47]
Формально-правовое равенство человека человеку есть классовый И. Его реальным субстратом оказывается конкретно-историч. Свобода в сфере мысли и морали здесь рассматривается в отчуждении от экономич. [48]
Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии. [49]
По мнению Фейербаха, человек есть то, что он ест. Эта формула магически подействовала на Маркса и Энгельса, вследствие чего Маркс сделал тот вывод, что самым главным и самым первым является экономическое положение, производственные отношения... Затем анархисты философически нас поучают: Сказать, что единственным средством для этой цели ( общественной жизни) является еда и экономическое производство, было бы ошибкой... [50]
Оуэн говорил, чтх человек есть продукт обстоятельств и что зло проистекает из положения вещей, порождаемого самим обществом, чтобы изменить поведение человека, нужно обеспечить создание лучших, справедливых условий. [51]