Развитие есть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Самая большая проблема в бедности - то, что это отнимает все твое время. Законы Мерфи (еще...)

Развитие есть

Cтраница 2


Если по отношению к материи ее саморазвитие, самодвижение есть превращение, переход в свое другое ( ибо любое изменение есть изменение той же объективной реальности), то по отношению к материальной системе ее развитие есть порождение из нее самой другого, которое отрицает прежнее. Это иное снимает прежнюю материальную систему, которая прекращает свое самостоятельное существование. При этом одна противоположность ( новое) поглощает другую ( старое) и включает ее в качестве своего элемента. Аспект системности ( относительной самостоятельности системы) показывает, что развитие системы есть интегральное, качественное ее преобразование. Абсолютно саморазвивающихся систем и абсолютно несаморазвивающихся систем не существует.  [16]

Следовательно, в отношении вопросов, о которых мы говорили до сих пор, можно считать, что тезисы о том, что процессы развития представляют собой какой-то ход развития, непосредственно зависящий от созревания мозга, что процесс развития и есть процесс обучения, что развитие есть созревание плюс обучение, неправильны. Мы подходим к другому пониманию отношений между обучением и развитием. Нам представляется, что процессы обучения пробуждают в ребенке ряд процессов внутреннего развития, пробуждают в том смысле, что вызывают их к жизни, пускают в ход, дают им начало. Однако между порождаемыми процессами внутреннего развития и процессами школьного обучения, между их динамикой не существует параллелизма. Поэтому первой задачей педологического анализа педагогического процесса, нам кажется, является освещение процессов умственного развития, которые пробуждаются и вызываются к жизни школьным обучением.  [17]

Интернационала ( Интернационал И ( 1889 - 1914), к-рые отстаивали старые установки в изменившихся условиях и тем самым тормозили революционный процесс, дезориентировали массы, лишали пролетариат надежных перспектив революционной борьбы. Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма - писал Ленин.  [18]

Сила напечатана вышеупомянутая статьи Ленина. Поравшшерпость экономическою и политического развития есть безуслоиньш закон капитализма. Демократ дола л тот вьшод, что возможна победа социализма в одной стране п что незачем поэтому диктатуру пролетариата в каждом отдельном государство обусловливать созданием Соединенных Штатив Европы... Что ни одна страна но должна дожидаться других и своей борьбе - это элементарная мысль, которую полезно и необходимо повторять, дабы идея параллельного интернационального действия, но подменялась идеен выжидательного интернационального бездействия. Не дожидаясь других, мы начинаем к продолжаем борьбу на национальной почве в полной уверенности, что паша инициатива даст толчок борьбе в других странах; а если бы этого не произошло, то безнадежно думать - так свидетельствуют и опыт истории п теоретические соображения - что, например, революционная Россия могла бы устоит), перед лицом консервативной Европы, или социалистическая Германии могла бы остаться изолированной в капиталистическом мире ( см. соч.  [19]

По его мнению, развитие есть сложный, циклический процесс, в котором полный цикл разбивается на этапы первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения. Эту весьма стройную теорию нетрудно изложить в терминах синергетики. Начальным этапом развития выступает первичная простота, т.е. такое состояние системы, в котором еще не выявлены все заложенные в ней возможности. Переход от первичной простоты к цветущей сложности есть период становления системы, связанный с процессами индивидуализации, дифференциации и усложнения, а также интеграции. Этот переход есть не что иное, как процесс самоорганизации. Цветущая сложность означает высшую стадию развития, которая есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством. В то же время, в любой органической системе заложен механизм саморазрушения; при достижении высшей стадии развития начинается рассогласование между составляющими частями. Дальнейшее усложнение составных частей системы приводит к ее неустойчивости. Начинается переход от цветущей сложности к вторичному смесительному упрощению, которое представляет собой процесс дезорганизации. Такой процесс связан с разрушением иерархической структуры, ослаблением единства между частями, нарастанием однообразия. Итогом является распад, гибель системы.  [20]

В крупных торговых товариществах распределение прибыли пропорционально вложенной доле капитала было столь же само собой разумеющимся, как и пользование правами в марке пропорционально дающим эти права долям надела или как участие в прибыли горнорудных предприятий пропорционально размеру пая. Таким образом, равная норма прибыли, которая в своем полном развитии есть один из конечных результатов капиталистического производства, оказывается здесь в своей простейшей форме одним из исходных пунктов исторического развития капитала и даже прямым наследием общины-марки, которая, в свою очередь, есть прямое наследие первобытного коммунизма.  [21]

Неравномерность развития капитализма в эпоху господства монополий - объективная основа возможности прорыва цепи империализма в одном из слабых ее звеньев и победы социалистической революции первоначально в немногих или даже в одной стране. В работе О лозунге Соединенных Штатов Европы В. И. Ленин писал: Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Этот вывод В. И. Ленина имеет решающее значение для революционной борьбы пролетариата в эпоху империализма.  [22]

Слепая вера в авторитет, преклонение перед авторитетом заменяют изучение действительности, критическую оценку сложившихся мнений. Подобный подход чужд творческому духу марксизма, при-шшание чего-либо на веру, исключение критического претворения и развития есть тяжкий грех, а для того, чтобы претворять и развивать, простого истолкования, очевидно, недостаточно ( В. Использование теоретического наследства - это не бездумное заучивание тех или иных положений, не механическое их повторение, а творческий процесс. Оно не может сводиться к простому перенесению истин, рожденных в определенных условиях, в другую ситуацию. В каждом конкретном случае следует решить, соответствует ли нынешняя обстановка той, применительно к которой было высказано то или иное суждение, и если не соответствует, то нужно искать новых решений. Догматическое мышление не в состоянии охватить сложную картину развивающейся действительности; оно повернуто в прошлое, живет старыми, зачастую отжившими представлениями и взглядами.  [23]

Заинтересовано ли крестьянство в целом в уничтожении этих основных мероприятий нашего государства. Ибо уничтожение этих мероприятий в данный момент означает торжество капиталистического пути развития, а капиталистический путь развития есть путь развития через обнищание большинства крестьянства во имя обогащения кучки богатеев, кучки капиталистов. Кто решится утверждать, что крестьянство заинтересовано в своем собственном обнищании, что оно заинтересовано в превращении нашей страны в колонию, что оно не заинтересовано коренным образом в торжестве социалистического пути развития нашего народного хозяйства.  [24]

Это означает, что принцип аддитивности молчаливо исходит из допущения, что никакого взаимодействия, никакой органической взаимосвязи между частями после образования из них целого не происходит, что между ними внутри целого возникают лишь внешние, : чисто механические отношения. Поэтому, будучи возведено в принцип, такое положение оказывается насквозь механистичным: оно приводит к выводу, что развитие есть простой количественный рост, простое арифметическое сложение.  [25]

Учет относительной успешности приобретает первостепенное значение в отношении школьного движения неуспевающих учеников в массовой и учащихся вспомогательной школы. Таким образом, относительная успешность впервые раскрывает глаза учителю на то, сколько приобретает каждый из его учеников, и тогда оказывается, что сред всех групп детей с высоким, средним и низким умственным развитием есть ученики с высокой успешностью и с низкой относительной успешностью. Отсюда возникла проблема: от чего зависит этг относительная успешность.  [26]

Продолжив наше образное сравнение, можно сказать, что если первая теория разрубает, а не развязывает узел, вторая устраняет или обходит его, то теория Коффки еще более туго завязывает этот узел, так что на деле его позиция исследователя в отношении обеих противоположных точек зрения не только не разрешает, но еще более запутывает вопрос, потому что она возводит в принцип то, что является основной ошибкой в самой постановке вопроса, породившей обе первые группы теорий. Она исходит из принципиально дуалистического понимания самого развития. Развитие есть не единый процесс, а есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. Но все же эта новая теория подвигает нас вперед по сравнению с двумя предыдущими в трех отношениях.  [27]

Первый тип движения - изменение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному называется развитием. Из этого следует, что категория движения по своему объему шире категории развития. Любое развитие есть движение, но не любое движение представляет собой развитие.  [28]

Системогенетический закон в отличие от биогенетического своего предшественника позволяет прогнозировать будущее развитие. И хотя принцип развитие есть движение движений во всей иерархии значимых систем не позволяет создать одной безальтернативной модели, все же можно прогнозировать вероятный ход событий. Если же рассматривается процесс, описываемый системогенетическим законом, в начальных ( не в конечных) фазах развития, точность прогноза резко возрастает: никогда бабочка не вылетит из яйца или из гусеницы, только из куколки.  [29]

Российская цивилизация по самому своему происхождению и развитию есть результат культурно-цивилизационного синтеза, и в этом смысле она открыта для любого положительного исторического опыта.  [30]



Страницы:      1    2    3    4