Cтраница 3
Сегодня, когда идет становление новой системы ценностей, подчас происходит абсолютизация другой крайности - ориентации на материальное благополучие на фоне нарастания бездуховности, неустроенности, нищеты и преступности. [31]
Важной особенностью современной религиозной жизни США является появление и довольно широкое развитие различных так называемых дьявольских культов. Мелкий обыватель, напуганный стремительным ростом научно-технической революции, в условиях капитализма грозящей обезличиванием человека, потерей уверенности в завтрашнем дне, бездуховностью существования, не может совместить все эти социальные ужасы с понятием бога и его благого отношения к миру. Он воспринимает это как нашествие сатаны, которому и начинает поклоняться. Примером может служить церковь Сатаны в Сан-Франциско, зарегистрированная государственными властями как религиозная организация, объединяющая около 15 тыс. человек. [32]
Может быть, путь к реформам в нынешнем российском обществе осложнен тем обстоятельством, что в рамках советской культуры не было позитивной субкультуры предпринимательства, которая существовала только в делинкветной форме. Не сказывается ли былая делинкветность предпринимательской субкультуры на становлении норм, обычаев современной предпринимательской субкультуры, сообщая ей склонность к коррупции, мафиозности, бездуховность, меркантилизм. [33]
Вторая половина 80 - х гг. ознаменовалась новыми веяниями в культуре. Уже и 1986 году появляются первые литературные произведения в которых поднимались острейшие проблемы развития страны, упадка нравственности, утраты морально-этических ценностей, нарастания бездуховности в обществе застоя. [34]
Стремление перенести на русскую почву идеи либерально-демократической светской идеологии Запада также не дают ощутимых позитивных результатов, наоборот, американизация русской культуры приводит к насаждению в сознании русских людей, особенно молодежи, культа насилия, секса, наркомании и всех других бичей божьих западного образа жизни. Как известно, за увлеченность Запада технической стороной прогресса, приведшей к технократической направленности развития всей земной цивилизации, еще долго придется расплачиваться человечеству бездуховностью личности, порожденной этим технотронным Левиафаном. Да, казалось бы, материальное благополучие западных стран должно привести к их духовному расцвету и духовно богатой, нравственно совершенной личности, но в результате все оказалось не так: материальное богатство этих стран, основанное на благих принципах разумного эгоизма, материальной заинтересованности, создания обществом одинаковых стартовых условий развития личности, обусловило духовную деградацию человека. [35]
В каком же направлении возможен рост новой культуры. Прежде всего в том, которое позволит преодолеть противоречия нашего времени: атомизированность и отчужденность людей, гипертрофированное развитие эгоизма, излишнюю рациональность мышления и бездуховность, не позволяющие человеку отождествляться с более общими и возможными возвышенными началами жизни, безудержный рост потребностей и желаний, неумение поступиться даже частью своих интересов во имя общих. [36]
Следует шире развивать социологические исследования, в том числе вопросов, касающихся согласования общественных, коллективных и личных интересов, анализ потребностей и стимулов человеческой деятельности, изучение социально-экономических и морально-политических основ социалистического образа жизни, семейно-брачных отношений, общественного мнения. Нужно всемерно утверждать высокие идеи советского патриотизма и социалистического интернационализма, социальные и нравственные принципы социализма, вести наступательную борьбу против современных разновидностей мещанства и бездуховности, иждивенчества и потребительства. [37]
Эти сведения приведены в статье, где обсуждается актуальнейший вопрос о духовности, точнее, о бездуховности нашего воспитания. Жлобство - это бездуховность, жлоб - антипод интеллигента. Достояние человека не определяется его достатком, собственностью, капиталом, как и достоинство - чинами и званиями. [38]
Рыночные механизмы все более вытесняют молодых людей из сферы основного производства в сферу обращения и соответственно в область потребительства. Резко усилилась тенденция к бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения, ухудшению психофизического здоровья молодежи. [39]
Есть еще одна форма критики религии - нигилизм. Это бунт против религии с позиций эгоистического индивида, считающего, что ему все позволено, это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям, на теоретическом - опирается на философские учения волюнтаристского толка. Нигилизм воюет с религией во имя утверждения анархистского своеволия во имя сильной личности, беззастенчиво попирающей ценности серой массы. Такая позиция выражена в работе М, Штирнера ( 1806 - 1856) Единственный и его собственность. Выпады против религии, связанные с провозглашением сугубого индивидуализма и эгоизма, были направлены на отбрасывание любых духовных ценностей общества. Нигилистические моменты содержатся и в творчестве Ницше, презиравшего моральные ценности маленьких людей, уделом которых является религия слабых - христианство. Критика религии, включенная в контекст антигуманной доктрины тотального отрицания, бесплодна. [40]
Ясно, что примеры безнаказанности, даже процветания аморальности - пусть в соседних семьях - обесценивают потенциал воспитания и в нравственно здоровой семье, возводят в некий закон двойную мораль, несоответствие слова и дела, создают подчас неотразимые в глазах подростков аргументы в пользу циничного и деляческого отношения к людям, к жизни. Элементы социальной коррозии незаметно подтачивают нравственные ценности - убежденность, трудовую мораль, патриотизм. Неизбежными следствиями этого являются падение интереса к общественным делам, бездуховность, скептицизм. Возрастает прослойка людей, в том числе и молодежи, для которых цель жизни сводится к материальному благополучию, к наживе любыми способами. [41]
Молодежь не имеет достаточного жизненного опыта, достаточной политической зрелости. Буржуазная пропаганда стремится превратить молодое поколение в безропотную массу, послушную воле господствующего класса. Она стремится выработать у молодых людей чувство индивидуализма, эгоизм, потребительскую психологию, бездуховность. Молодым людям внушаются идеи о том, что главное в жизни - это нажива, свободное предпринимательство, победа в конкурентной борьбе. Конечно, капиталистический образ жизни влияет на молодежь, однако число молодых людей, которые не удовлетворены буржуазным обществом, велико. [42]
Однако внедрение воли к власти в самые недра Вселенной, апелляция к энергичным волевым импульсам самой жизни - нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка. За этим мыслительным приемом скрываются и определенные устремления. Так, Ницше, с одной стороны, резко и оправданно критикует современное ему общество, бездуховность, аморализм жизни, лицемерие религии, с другой - пытается обосновать культ сверхчеловека с его гипертрофированной волей к власти. [43]
Огромный поток информации, который обрушивается на детей в последнее время, часто некачественный. Что предлагается детям сегодня. И чтобы не лишились наши читатели надежной нравственной и интеллектуальной опоры, не утонули в пучине бездуховности и забвения, наша миссия - предложить им лучшее, пробудить в них познавательный интерес к книге, чтению, серьезной литературе. [44]
Негативно влияя на все стороны жизни буржуазного об-ва, А. Антигуманная идеология современного капитализма - говорится в Программе КПСС - наносит все больший ущерб духовному миру людей. Культ индивидуализма, насилия и вседозволенности, злобный антикоммунизм, эксплуатация культуры в качестве источника наживы ведут к насаждению бездуховности, к моральной деградации. Однако антикоммунистические взгляды даже монополистической буржуазии не представляют собой какого-то монолита, в них обнаруживаются подчас существенные различия в подходах к важнейшим проблемам современности, и прежде всего к вопросу о войне и мире. Ультрареакционная, связанная с военно-промышленным комплексом группировка монополистической буржуазии придерживается наиболее воинственного типа А. [45]