Cтраница 4
Общая схема автоколебательной системы. [46] |
Однако амплитуда колебаний нарастает не до бесконечности. Конкуренция положительной и отрицательной обратных связей приводит к установлению между ними равновесия - стационарных автоколебаний. [47]
При моделировании могут быть получены все основные режимы работы исследуемой ХС. На рис. 3.21 представлен режим бигармони-ческих колебаний при расстройках, значительно превышающих полосу захвата для случая, когда частота гармонического сигнала времени значительно ниже частоты стационарных автоколебаний ( v - Ccoi): на рис. 3.21, а представлена осциллограмма колебаний в синхронизуемых ВЧ при v 0 2 шь а на рис. 3.21 6 - при v 0 5o) i; на рис. 3.21 6 - фазовые портреты автоколебаний для последнего случая. [48]
Однако, как отмечалось, состояние рассматриваемой системы однозначно определяется лишь двумя координатами: ps, s, или S, ч, а характер движения - характером изменения во времени обеих определяющих координат. Поэтому для заключения об устойчивости рассматриваемых стационарных автоколебаний в часах в более широком смысле ( например, в смысле Ляпунова) недостаточно выяснения условий орбитной устойчивости и необходимо выяснение характера изменения второго параметра - фазы ty при малых возмущениях стационарных автоколебаний, что и будет выполнено ниже. [49]
Рассмотрим закон изменения фазы автоколебаний в часах. Очевидно, что наличие устойчивых стационарных автоколебаний в часах является необходимым, но недостаточным условием нормального функционирования часов как измерительного прибора. [50]
При этом было показано, что выбирая различные значения параметров часов, в общем случае можно не только получать различные значения амплитуды и частоты автоколебаний ( мгновенного хода часов), но и влиять на сам факт их существования - в определенной области значений параметров в часах не могут существовать стационарные автоколебания. [51]