Cтраница 1
Деятельность педагогов рассматривалась социологами ( Д. Г. Борисова), педагогами Ю. П. Азаров, И. К. Белицкий, А. Д. Деминцев, Э. Ю. Гришин), психологами ( Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, А. И. Щербаков), как правило, безотносительно к деятельности учащихся. Накапливались уникальные, неповторимые, несопоставимые факты, не объединенные педагогической теорией. [1]
Деятельность педагога и студентов на основе этого закона per -) ламентирована дидактическим треугольником, связывающим передачу знаний ( А), усвоение знаний ( В) и формирование системы знаний ( С) в соответствии с целями и задачами обучения. [2]
Программирование деятельности педагога неизбежно будет сковывать в некоторой мере непосредственность и - непринужденность, которую так любят и ценят учителя, однако целесообразность деятельности, по-видимому, надо будет предпочесть. Это, конечно, не означает лишения педагога инициативы и известной свободы в выборе средств и методов общения и обучения, а лишь предполагает создание таких программированных последовательностей, которые будут оптимальны и почти всегда лучше экспромтов педагога. [3]
Проблема программирования деятельности педагога до сих пор остается мало исследованной. Часто наблюдается такое практическое использование методов и средств программированного обучения, когда педагог по существу остается за рамками учебного процесса, превращаясь скорее в наблюдателя, Чем в более полноценного организатора обучения. Такое явление во многом обязано вниманию к программированию деятельности учащихся и забвению педагога. В связи с этим интересно напомнить, что традиционную педагогику часто называли бездетной из-за гипертрофированоого внимания к деятельности педагога. [4]
Естественно, что деятельность педагога по подготовке учащихся к восприятию программированного учебного материала может часто снять необходимость самостоятельного чтения учениками вводной беседы. Естественно также, что для заочника чтение вводной беседы - совершенно необходимо. [5]
Существенная роль в деятельности педагога высшей школы принадлежит идейной и методологической обоснованности содержания науки, развития производства и общественных отношений, значения науки и техники в развитии производства и культуры. [6]
Наконец, программирование деятельности педагога а теоретическом программированном учебном занятии, как и для учащихся, также требует нормирования. [7]
Для развивающейся типологии деятельности педагога, которая включает в себя стиль обучения и воспитания, большое значение имеет различение педагогов типа учителя и типа воспитателя. Лишь точный анализ специфики дидактического и воспитательного общения и социальных связей, а также доминирующего при этом педагогического стиля, действий и методов создает предпосылку для обоснованного представления существующих здесь взаимосвязей и следующих отсюда выводов о единстве ( диалектическом) образования и воспитания, присущем типам обучающего воспитателя и воспитывающего учителя. [8]
В модель входит рассмотрение деятельности педагога: а) по со-зданию заданной учебной ситуации; б) по созданию - условий направления познавательной деятельности студентов; в) по управлению процессом формирования знаний. [9]
Управляемый учебный процесс, сочетающий деятельность педагога с широким использованием техники, в том числе автоматической, предусматривает как индивидуализацию, так и коллективность обучения, с учетом влияний внешней среды. Коллектив учащихся рассматривается как система взаимосвязанного влияния. [10]
Что же касается остальных компонентов, характеризующих деятельность педагога, то нет сомнения, что и они могут быть анализированы и программированы, однако для воспроизведения не столько обучающим устройством, сколько педагогом. [11]
Известно, что методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения. [12]
Систематичность и последовательность должны осуществляться не только в деятельности педагогов, но и в деятельности самих учеников, у которых необходимо формировать навыки рационального планирования учебной деятельности, навыки составления логически стройных планов ответов, планов написания сочинений, выполнения лабораторных работ. [13]
Рассматривая педагогические явления, необходимо иметь в виду, что деятельность педагогов и учащихся развивается во взаимосвязи и взаимодействии. Любое педагогическое явление обусловлено как особенностями того социума, где оно происходит, так и личностным поведением каждого участника педагогического процесса. [14]
Вводим и определяем понятие педагогико-социологическос исследование, означающее новый вид деятельности педагогов, как систему логически последовательных методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных о целостном педагогическом процессе для последующего использования их в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса, изучения общественного мнения учителей, учащихся, родителей, предоставления научно обоснованных рекомендаций органам управления образованием, организации коррекционной работы в школе. [15]