Cтраница 1
Бензины термических процессов ( термического крекинга, термоконтактного крекинга и коксования), получаемые при переработке нефтяных остатков, отличаются от бензинов каталитического крекинга пониженным содержанием ароматических и изопарафиновых углеводородов. Октановое число их определяется наличием непредельных углеводородов, в том числе диеновых. [1]
Бензины термических процессов по сравнению с бензинами каталитического крекинга характеризуются пониженным содержанием ароматических углеводородов и алканов изостроения, а также качественно иным составом органических соединений серы. При гидроочистке таких бензинов даже в мягких условиях ( температура 350 С, давление 1 МПа, объемная скорость 5 ч - 1, циркуляция водородсодержащего газа 300 м3 / м3) при сравнительно небольшой глубине обессеривания ( 70 - 80 %) гидрируется 50 - 60 % алкенов, что снижает октановое число на 4 - 7 пунктов. [2]
Риформирование бензинов термических процессов - термического крекинга и коксования - следует производить только после их глубокой гидроочистки. [3]
Каталитический риформинг бензинов термических процессов на платиновом катализаторе является другим вариантом облагораживания бензинов со значительным улучшением их моторных качеств. Содержание серы в гидроочищен-ном бензине составляло 0 003 - 0 005 %, практически отсутствовали смолы, непредельные углеводороды и соединения азота. Октановое число бензинов при этом резко снижалось. Расход водорода по сравнению с избирательной неглубокой гидроочисткой увеличивается примерно в два раза. Результаты гидроочистки бензина термоконтактного крекинга гудрона ромашкинской нефти, качественные характеристики исходного бензина и более узких фракций до и после гидроочистки приведены в табл. 30, стр. [4]
Технология гидроочистки вторичных бензинов, в особенности бензинов термических процессов, должна учитывать их низкую стабильность, окисляемость и склонность к образованию коксовых отложений. Жесткие требования к остаточному содержанию примесей в сырье риформинга во многих случаях требуют двухступенчато. Необходимость двухступенчатой очистки сближает технологию подготовки вторичных бензинов и высокосернистых газовых конденсатов. [5]
![]() |
Характеристика сырья и гидрогенизата гидроочистки бензинов каталитического крекинга. [6] |
Следствием этого является специфичность режима избирательной гидроочистки бензинов термических процессов, так как требуются более жесткие условия гидроочистки, что приводит к большей потере октановых единиц, чем при очистке бензинов-каталитического крекинга. При осуществлении процесса гидроочистки таких бензинов на промышленных установках имеют места осложнения, связанные с полимеризацией ненасыщенных соединений, отложением кокса и выделением большого количества тепла в реакторной зоне. [7]
За рубежом накоплен большой оплт по использованию бензинов термических процессов в качестве KV. По проекту действующей на заводе импортной комбинированной установки риформинг - - гидроочистка дизельного топлива предусмотрено вовлечение в сырье до 10 % бензина термокрекинга. Однако, во избежание осложнений в работе оборудования эта рекомендация не была реализована. [8]
За рубежом накоплен большой оши по использованию бензинов термических процессов в качестве к, - пошита сырья риформинга. По проекту действующей на заводе импортной комбинированной установки риформинг - - гидроочистка дизельного топлива предусмотрено вовлечение в сырье до 10 % бензина термокрекинга. Однако, во избежание осложнений в работе оборудования эта рекомендация не была реализована. [9]
В связи с образованием при предварительной гидроочистке бензинов термических процессов продуктов полимеризации и конденсации непредельных углеводородов, выкипающих на 5 - 10 С выше исходных, температура конца кипения бензинов вторичных процессов ограничивается 160 - 170 С. Увеличение доли вторичных бензинов в прямогонном сырье даже до 1 - 3 % приводит к резкому коксообразованию на катализаторе. [10]
По химическому составу бензин каталитического крекинга отличается от прямогонных бензинов и бензинов термических процессов. [11]
По химическому составу бензин каталитического крекинга отличается от прямогонных бензинов и бензинов термических процессов. В нем содержится 8 - 15 % непредельных углеводородов и 20 - 30 % аренов. Непредельные углеводороды и арены не менее чем на две трети состоят из углеводородов изомерного строения. [12]
Качества бензина, получаемого при процессе гидроформинга, значительно выше, чем бензина термических процессов. Продукты гидроформинга - гидроформаты - почти свободны от серы и содержат лишь небольшие количества олефиновых углеводородов [105], в результате чего приемистость их к ТЭС значительно выше. Кроме того, бензины гидроформинга характеризуются более высокой стабильностью при хранении, что объясняется отсутствием смолы диолефиновых углеводородов. Выходы бензина при гидроформинге также значительно выше, чем при термическом риформинге в сочетании с каталитической полимеризацией, но капиталовложения для установок гидроформинга ввиду сложности применяемого оборудования на 50 - 60 % выше. Однако всегда, когда необходимо получение высокооктановых бензинов или ароматических углеводородов, строятся и эксплуатируются установки гидроформинга, а не термического риформинга. [13]
Одним из путей расширения сырьевой базы моторных топлив является вовлечение в переработку бензинов термических процессов. Однако наличие непредельных углеводородов ( до 60 %), сернистых и азотистых соединений, невысокое октановое число не позволяет использовать крекинг-бензины в качестве компонента моторного топлива. Традиционно термические бензины добавляются к прямогонным фракциям, направляющимся на гидроочистку на А1 - Со-Мо - и Pt-катализаторах с подачей в систему под давлением молекулярного водорода при высоких температурах ( 350 - 400 С), что приводит к отложению кокса в теплообменной аппаратуре и быстрой дезактивации катализатора гетероатомными соединениями, а также продуктами полимеризации олефинов, присутствующих в бензинах термического происхождения. [14]
Необходимо иметь в виду, - гто бензины прямой гонки нефтей США и бензины термических процессов крекинга и риформипга в общей массе относительно низкооктановые: их средней октановое число не превышает 70 пунктов. Поэтому выполнение программы увеличения среднего октанового числа ( более чем па 2 пункта ежегодно) при наличии в составе среднего бензина свыше 80 % низкооктанового бензи m возможно при увеличении мощностей процессов вторичной переработки бензинов прямой гонки нефтей, бензинов и лигроинов термического крекинга или риформинга. [15]