Cтраница 1
Номинализм), трактующего множества ( объемы понятий) но как особые абстрактные сущности ил единичные идеальные объекты, обладающие самостоят, существованием наряду с вещами, из свойств к - pux они, согласно особому принципу абстракции, были извлечены, а лишь как коллективы, состоящие из отдельных ( изолированных друг от друга) конкретных вещей. Такого рода системы были разработаны или намочены, напр. [1]
Номинализм - философское учение, согласно которому реальным существованием обладают единичные вещи, а универсалии ( общие понятия) существуют только в мышлении. В средние века номинализм был одним из течений схоластики, противостоявшим реализму, представителя которого утверждали, что универсалии существуют реально в независимо от сознания. [2]
Номинализм - направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида. [3]
Номинализм, успешно решая проблему человеческого контекста социальной жизни, показывая механизмы изменения общества посредством изменения мотивов людей, их действий, вместе с тем имеет тенденцию к недооценке системных эффектов, затрудняется объяснить, почему и как люди подчиняются нормам, законам, которые существуют вне конкретного человека, независимо от его личных интересов. [4]
Номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание ( созерцание отдельных свойств вещи), его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связи между явлениями. Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту, как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические - опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли - над разумом, практически-нравственного начала - над теоретическим. [5]
Альтернативу номинализму составляет реализм. [6]
В номинализме пересматривается характерная для аристотелевской традиции ( Альберт Великий, Фома Аквинский) трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущности. Хотя Фома и проводил различия между бытием и сущностью ( ибо только в Боге бытие и сущность совпадают), однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. А отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой - иерархическая структура тварного мира. В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Иоанна Дунса Скота ( ок. [7]
Вербализм и номинализм 4 - 90, 92 Вербальные определения 4 - 151 Вергеланн X. [8]
Бэкон: номинализм и эмпиризм. [9]
Бэкон: номинализм и эмпиризм. [10]
Для представителей номинализма приоритетом является анализ действий отдельных людей. Общество, наука, государство - это не что иное, как окаменевшие комплексы, процедуры действий отдельных людей, обретшие качество образцов, стандартов поведения. Возникшие как результат упорядочивания и согласования действий отдельных индивидов, эти образцы затем закрепляются как некие обязательные формы, приобретают устойчивость, способность принуждать отдельных индивидов к выполнению стандартов поведения, выработанных и принятыми другими. [11]
Если теория номинализма справедлива, то врожденные общие идеи необходимо предполагают врожденные представления об индивидуальных предметах. [12]
Средневековое различение номинализма и реализма, затем противоположение универсализма и сингуля-ризма, которыми играет г. Струве, ровно ничего не дают ни для понимания теории Маркса, ни для критики ее, ни для выяснения собственной теории ( или претензии на собственную теорию) г-на Струве. Это именно игра, ученый сор, а не наука. Конечно, в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов, но и аналогии и исторически-преемственную связь можно установить еще со многими и многими теориями, вплоть не только до средних веков, но и до древности. Чтобы изучить серьезно связь хотя бы средневековых споров с историей материализма, потребовалось бы особое исследование. [13]
В первоначальном значении номинализм сводится к утверждению, что всеобщие понятия ( универсалии) не имеют прообразов вне мышления, представляют собой только субъективные формы мысли, только имена ( от лат. [14]
Исходя из принципа волюнтаристского номинализма 13 социологи обычно рассматривали социальные проблемы как результат неприспособленности индивидуумов к сложности современной цивилизации. [15]