Cтраница 2
Эта позиция противостоит социальному номинализму, точке зрения, согласно которой общество сводится к сумме составляющих его индивидов. [16]
Гоббс - классический представитель номинализма; согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой - знание об именах вещей. Источник этого второго опыта - ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предметом философии Гоббс считает тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Что же касается духовных субстанций, то, даже если бы они и существовали, они, по словам Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само существование их Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных духов. [17]
Способ познания, именуемый номинализмом, состоит в том, что для описания и объяснения явлений используются определенные обобщенные понятия - имена. [18]
Очевидно, что всем направлениям номинализма свойственны одни и те же ключевые положения: игнорирование товарного происхождения денег, отказ от их многих функций, отождествление денег с масштабом цен, идеальной счетной единицей. [19]
Парето отказывается разрешать дилемму социального реализма и социального номинализма: она для логико-экспериментальной социологии просто не существует. Он отвергает представление об обществе как об особого рода существе, но признает общество в качестве особого рода единства. [20]
Как видим, в тесной связи с социально-философским номинализмом Юма в его рассуждении о первичном социальном чувстве, на котором - в духе шотландской школы - он выстраивает все свое учение об обществе, в это учение вкрадывается утилитаристский мотив отождествления моральной справедливости и хозяйственной полезности. Морализм, которым было отмечено толкование первичных социальных чувств у Шефтсбери, обнаружил здесь вполне определенную тенденцию к утилитаризму. Достаточно было продвинуться совсем немного дальше на этом пути, чтобы юмовская тенденция сведения чувства любви, объединяющего людей, к чувству выгоды, а нравственной справедливости - к простой сумме взаимовыгодных рыночных сделок, совершенных без обмана, превратилась в утилитаризм Иеремии Бентама. [21]
Именно во Франции впервые проявилась противоположность реализма и номинализма. [22]
Взгляд, который высказывает Шалтай-Болтай, известен под названием номинализма. Он восходит к софистике древней Греции и был довольно заметным явлением в средневековой философии. [23]
Его метод представляет собой искусств, соединение рационализма с номинализмом. [24]
В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты ( Номинализм), отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме доопытных общих понятий, концептов, как особой формы познания действительности. [25]
Может показаться, что миллевский психологизм полностью совпадает с позицией номинализма, или методологического индивидуализма, отстаивающего необходимость понять все социальные явления, включая функционирование даже огромных институтов ( государств, армий и т.п.), как результат решений и действий отдельных людей и не использовать в объяснениях категории, относящиеся к условным группам и псевдоколлективам ( вроде рас, наций, классов и проч. [26]
Оставляя в стороне фундаментальнейший общий вопрос о правоте или неправоте номинализма, выделим те ошибки его пси-хологистского варианта у Милля, которые вскрыты во внутренних спорах номиналистов между собой, но уцелели до наших дней во многих социологических трактовках общественного развития. [27]
При этом логический анализ был тесно увязан с философскими концепциями номинализма и эмпиризма и объявлен универсальным методом. Успехи в математике второй половины XIX века, - писал Рассел, - были достигнуты просто терпеливым детальным рассуждением. При этом Рассел склонен был считать логический анализ единственно продуктивным способом решения философских проблем. Так было сформулировано аналитическое понимание предмета философии. [28]
Вторая группа норм, не допуская исключений, отвергает начала номинализма наиболее последовательно. Смысл соответствующих норм выражается в обязательной индексации договорных цен. Этому был посвящен, в частности, Закон Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР от 24 октября 1991 г. 3 Указанный акт ( ст. 2) распространил, в частности, действие правил об индексации на вклады граждан в Сберегательном банке РСФСР. Другим примером может служить ст. 318 ГК, которая охватывает строго определенный круг лиц и такой же строго определенный круг отношений. [29]
Исторически первыми в буржуазной литературе были два течения - металлизм и номинализм. [30]