Номинализм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Никогда не недооценивай силы человеческой тупости. Законы Мерфи (еще...)

Номинализм

Cтраница 3


Поппер ведет с определенной общеметодологической позиции, которую он характеризует как методологический номинализм. И он действительно настоящий номиналист, ибо признает существование только отдельного, только явлений. Мир для него есть только совокупность многообразных явлений. Объективное бытие общего он отвергает. Речь, разумеется, идет вовсе не том, что он отрицает наличие у предметов и событий сходных признаков.  [31]

С нее же фактически начинает и Гегель в своем стремлении преодолеть номинализм английских теорий естественного права ( Гоббс, Локк), которым отмечены уже ранние его работы.  [32]

В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма.  [33]

Из приведенной нормы видно, что законодатель, признавая самый принцип номинализма, допускает отступления от него, рассматривая последние все же как исключение из общего принципа, в частности в форме индексации цен.  [34]

В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма.  [35]

Приведенная норма позволяет, в частности, определить отношение законодателя к принципу номинализма, предполагающему, что договор должен соблюдаться в полном соответствии с условиями заключенного договора, включая цену предмета договора, а происходящее после заключения договора обесценение денег полностью игнорируется.  [36]

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие человек, когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом.  [37]

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей ( ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского ( 1033 - 1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.  [38]

Локк, можно квалифицировать как социологический номинализм, в основе которого у каждого из них лежит номинализм философский. Однако кроме чисто теоретических истоков, связанных с влиянием на их способ мышления определенной общефилософской ( и, соответственно, социально-философской) традиции, социологический номинализм Гоббса и Локка был связан с набирающей силу социальной тенденцией их эпохи, бросавшейся в глаза всякому внимательному наблюдателю, которая и стала основным фактом, определившим саму постановку вопроса о различении естественного и общественного состояний в жизни людей. Речь идет о процессе все дальше заходящего разрушения естественно выросших социальных связей, складывающихся в связи с необходимостью обеспечения столь же Первичных, сколь и простейших условий человеческого существования. Процесс этот усиливал нужду во внешних скрепах человеческого общежития, прежде всего - государственно-политических, гарантированных вооруженной силой, заостряя проблему взаимоотношения человека и общества, вновь представшую как проблема отношения индивида и государства.  [39]

Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности поляризуются в рамках двух научных течений: реализма и номинализма.  [40]

В истории социологии от Конта до наших дней обнаруживаются две различные трактовки социальной реальности - реализм и номинализм и серия эклектических переходов между ними. Согласно реализму, общество есть сверхиндивидуальное, реальное органическое единство, первичное относительно индивида с исторической, логической и моральной точек зрения.  [41]

В самом деле, механистическое естествознание и сама механика нового времени были связаны в своих ранних средневековых истоках с номинализмом. В споре о реальности универсалий, разделившем средневековую мысль на два лагеря, истоки классической механики мы находим у номи-384 налистов, отрицавших реальное бытие общих понятий универсалий и приписывавших такое бытие лишь чувственно постижимым конкретным телам.  [42]

На смену реалистическому ( в смысле средневекового реализма, исходившего из реальности всеобщего) устремлению Гегеля должен был вновь прийти номинализм - стремление взять за точку отсчета как раз то, от чего абстрагировался автор Феноменологии духа, - конкретного ( эмпирического) индивида.  [43]

Ее характеризуют сциентистская программа социологии как науки о поведении, умеренный эволюционизм и социальные изменения, попытки синтеза реализма и номинализма, эмпирическое обоснование теории, наблюдение, уточнение редукционизма.  [44]

Таким образом, одна из трудностей определения религии, выражающаяся в том, что казалось бы противостоящие и взаимоисключающие подходы в духе антиномии номинализма и реализма, одинаково сохраняют в науке права гражданства свидетельствует, что социологическое определение религии как эмпирически фиксируемого социально значимого поведения возможно лишь в более широком контексте, в рамках теории той системы, которая позволяет понять заключенный в том или ином акте, поступке его смысл, его значение. Парсонс, как это будет рассмотрено в гл.  [45]



Страницы:      1    2    3    4