Cтраница 2
В этом аспекте следует различать: императивные, диспозитив-ные ( восполнительные), бланкетные и отсылочные нормы. Два последних вида признаются как самостоятельные не всеми учеными. [16]
Следует отметить, что особенностью Закона РФ О валютном регулировании и валютном контроле является большое количество отсылочных норм. Так, согласно ст. 9 этого закона, ЦБ РФ издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами. [17]
Во всех остальных случаях использование соответствующей нормы, заведомо рассчитанной на другую модель договорного правоотношения, возможно лишь при условии, если применение этой последней обусловлено наличием отсылочной нормы. [18]
Отличие отсылочной нормы от применения закона по аналогии состоит в том, что в последнем случае сходную норму определяют стороны или суд, рассматривающий возникший спор, а в первом - при отсылочной норме - сам законодатель. Это означает, что те и другие приемы занимают разную ступень в вертикальной иерархии. Стороны могут отступить от применения норм, регулирующих сходные отношения. И наоборот, они не могут поступить подобным образом при отсылочной норме. Таким образом, отсылочная норма - часть правового регулирования, а аналогия - лишь способ восполнения его пробелов. [19]
В отличие от Устава 1832 г., излагающего вперемешку нормы о простом и переводном векселях, новый Устав начинался изложением правило векселе простом, затем о переводном, причем в этой части закон содержал отсылочные нормы ( отсылая к постановлениям о простом векселе, в равной степени относящимся и к переводному) и формулировал только правила, относящиеся исключительно к последнему. Следует заметить, что эта система была прямо противоположной принятой Германским уставом, так как в отличие от Запада в России и на рубеже XIX - XX вв. Внутри Империи переводной вексель практически не встречался, на окраинах же и в крупнейших торговых центрах он обращался лишь в сфере международной торговли. [20]
Имеются в виду общепризнанные элементы нормы - такие, как гипотеза, диспозиция и санкция. Смысл отсылочных норм состоит в том, что они регулируют поведение участников оборота через правило, заведомо рассчитанное на другие отношения, отличающиеся от данного прежде всего по содержанию, а в ряде случаев также и по объекту. [21]
Кодекс не конкретизирует порядок рассмотрения подобных исков. Он содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел осуществляется в соответствии с положениями арбитражного и гражданского процессуального законодательства. [22]
Это понятие впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г., определившей зоны чрезвычайной экологической ситуации как участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем - генетических фондов растений и животных. ФЗ Об охране окружающей среды сохранил отсылочную норму ст. 57 Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций, правда выделив для нее целую главу - VIII. Здесь говорится: порядок объявления режима зон экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. [23]
Одна из целей регулирования с помощью отсылочных норм состоит в том, что тем самым допускается в соответствующих пределах унификация правового режима. Но это достоинство превращается в недостаток, если учесть, что при использовании отсылочных норм законодатель иногда вынужден пренебречь в определенной мере спецификой договора, чье регулирование включает отсылку к другому договору. [24]
VI Контроль в области обращения с отходами регулируются вопросы государственного, производственного и общественного контроля. Глава VII Ответственность за нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами содержит отсылочную норму к уголовному, административному и иному законодательству, а также определяет подсудность при рассмотрении исковых требований об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц арбитражному суду, индивидуальных предпринимателей - общему суду. VIII Заключительные положения содержатся стандартные для российских законов положения о вступлении Закона в силу ( с момента опубликования) и о необходимости приведения нормативных правовых актов в соответствие с этим Законом. [25]
По своему содержанию директива сравнима с налоговым законом государства, устанавливающим порядок уплаты акцизов. Отличие, по существу, заключается лишь в том, что элементы налога, устанавливаемые национальным законом, в директиве регулируются двумя видами правовых норм: а) нормами, устанавливающими определенные правила поведения, т.е., по сути, нормами прямого действия, но формально требующими имплементации путем принятия соответствующих национальных законов; б) отсылочными нормами, адресующими к действующему налоговому законодательству государств-членов. Например, порядок исчисления акцизов, налоговый период регулируются законодательством государств-членов. [26]
Имеются в виду отсылки к соответствующим нормам подраздела Общие положения о договорах. В указанных случаях смысл отсылочной нормы состоит лишь в том, чтобы подтвердить соответствие относящейся к конкретному договору ситуации той, которая предусмотрена в одной из статей Общих положений о договорах. [27]
Закон, как правило, не воспроизводит в своих статьях нормы Гражданского кодекса РФ, а развивает и детализирует их. Заслугой разработчиков законопроекта является также удачная попытка объединить в Законе правила, содержащиеся в ряде нормативных, в том числе подзаконных, актов, регулирующих разные аспекты деятельности акционерного общества. Поэтому данный нормативный акт содержит незначительное количество отсылочных норм, что облегчает его использование практическими работниками. Учредителям и другим акционерам предоставлены достаточно широкие возможности для самостоятельного регулирования многих важных отношений в уставе и внутренних документах общества. [28]
Земельный кодекс РФ, в свою очередь, урегулировал часть вопросов и в опрен деленной степени развил конституционные нормы о собственности на землю ( гл. Но во многом ЗК РФ опирается на уже существующие акты, широко используя отсылочные нормы действующего законодательства и те, которые только планируется разработать и принять. [29]
I Общие положения определяются основные понятия, содержание геодезической и картографической деятельности, ее субъекты и объекты. Глава II Регулирование и осуществление геодезической и картографической деятельности подробно регламентирует относящиеся к ведению РФ вопросы финансирования геодезической и картографической деятельности ( за счет средств федерального бюджета), организации государственного картографо-геодезического фонда РФ и авторского права на картографические материалы, федеральной собственности на геодезическую и картографическую продукцию, лицензирования и надзора. Кроме того, в ст. 16 содержатся правила охраны пунктов государственных геодезических сетей, а в ст. 17 - 18 - отсылочные нормы об ответственности и возмещении вреда; Гл. [30]