Cтраница 4
Новые, лучшие и более сложные образцы возникают в результате мутации, которая происходит при постоянном использовании людьми культурных норм, ценностей и средств их передачи. Появившейся мутантный элемент культуры, отличающийся от прежних привычных культурных образцов, согласно теории эволюционного развития культуры, должен доказать свою жизнестойкость, свое право на существование. Следовательно, вновь созданный культурный образец вступает в конкурентную борьбу с другими культурными элементами и комплексами, выполняющими в культурной жизни аналогичные функции. При этом если мутантный образец оказывается лучше приспособленным для удовлетворения потребностей членов определенной группы или общества, то он занимает место другого, менее приспособленного культурного образца. Последний используется все реже и реже, пока не переходит в область мертвой культуры, откуда он может быть вновь извлечен, но уже в другом, обновленном виде, как мутант. [46]
Новые, лучшие и более сложные образцы возникают в результате мутации, которая происходит при постоянном использовании людьми культурных норм, ценностей и средств их передачи. Появившейся мутантный элемент культуры, отличающийся от прежних привычных культурных образцов, согласно теории эволюционного развития культуры, должен доказать свою жизнестойкость, свое право на существование. [47]
Уже на ранних этапах человеческой истории выделяется особая категория людей, которые профессионально заняты воспроизведением, поддержанием и обновлением культурных норм, ценностей и смыслов. В племенных обществах это были шаманы и вожди, пользовавшиеся особым статусом. [48]