Cтраница 3
В случае уточнения заданий пятилетнего плана на соответствующий год одновременно могут быть внесены необходимые поправки и в нормативы образования фондов экономического стимулирования на данный год. Если предприятие принимает и выполняет встречный план, превышающий задания пятилетнего плана на очередной год, то отчисления в фонды экономического стимулирования за это превышение производятся по повышенным нормативам. При невыполнении заданий пятилетнего плана по фондообразующим показателям отчисления в фонды экономического стимулирования производятся по пониженным нормативам. [31]
Администрация предприятия на основе договора о подряде может устанавливать цеху объем продукции ( работ) и два уровневых норматива образования фонда оплаты труда: базовый норматив на единицу объема продукции ( в НЧП, нормо-ч и др.) и повышенный норматив с учетом определенной части ранее выплаченных премий. [32]
Порядок формирования и расходования средств этого фонда установлен постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 12 апреля 1973 г. Об утверждении нормативов образования фонда новой техники в капитальном строительстве и Инструкцией о порядке планирования, калькулирования, учета и финансирования затрат, производимых за счет фонда освоения новой техники в капитальном строительстве, разработанной Госстроем СССР, а также соответствующими инструктивными документами министерств и ведомств. [33]
Такие же или подобные факты можно привести и по предприятиям Минприбора, где определены как единые, так и изменяющиеся по годам пятилетки нормативы образования фондов экономического стимулирования. [34]
Эти министерства доводят до объединений и предприятий стабильные на пятилетку нормативы отчислений от расчетной прибыли в государственный бюджет и министерству, а также нормативы образования фондов экономического стимулирования. Министерства могут дифференцировать нормы платы за производственные фонды и нормативы отчислений от прибыли в бюджет по предприятиям. [35]
Как правило, доходы входящих в министерство предприятий и объединений очень различаются, что обусловлено особенностями их развития, и в частности тем, что нормативы образования фондов экономического стимулирования не были увязаны с конечными результатами работы, с рентабельностью производства. Такие хозяйственные звенья временно нуждаются в финансовой помощи. Поэтому им из фондов и резервов министерств в пятилетних планах устанавливаются прогрессивно снижающиеся по годам лимиты дотаций при условии выхода их в течение пятилетки на уровень прибыльных предприятий. Так, ГПЗ-6 Минавтопрома СССР обязан в 1988 г. снизить свои убытки к уровню 1987 г. на 30 %, в 1989 г. - уже на 60 % и к 1990 г. стать рентабельным предприятием. И еще одна особенность в использовании дотаций при самофинансировании: если предприятие сэкономит часть выделенных ему средств, то сумма экономии остается в его распоряжении для стимулирования развития производства. [36]
Дополнительная прибыль, полученная предприятием от реализации аттестованной продукции, исключается из общей суммы прибыли при определении размеров отчислений в фонды экономического стимулирования по утвержденным предприятию нормативам образования фондов. [37]
Что же касается предприятий, работающих по второй форме хозрасчета, то хозяйственная практика и экономическая литература также предлагают два варианта: первый - устанавливать производственным подразделениям лимит материальных затрат и норматив образования фонда оплаты труда, второй - строить всю систему экономических отношений с подразделением на основе полученного им дохода. В свою очередь здесь также наметилось два пути: 1) подразделению в виде отчислений от дохода устанавливаются платежи за производственные фонды, трудовые ресурсы, а в некоторых случаях и ряд других отчислений, аналогичных платежам предприятия, а также полученных ( уплаченных) санкций по внутризаводским претензиям. Итоговая величина - хозрасчетный доход - используется для формирования фонда оплаты труда и фонда социального развития ( в некоторых случаях также фонда развития производства); 2) до уровня подразделений не доводятся платежи и отчисления, установленные предприятию в целом. [38]
Подрядным коллективам основных цехов рекомендуется уста - навливать задания на месяц с указанием объемов выпуска про - дукции в натуральном или стоимостном выражении ( НЧП), показателей качества продукции, норматива образования фонда зара-ботной платы и норм расхода сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов. [39]
Для управления буровых работ показателями, во многом определяющими финансы, служат: число скважин, законченных строительством и сданных заказчику по целям бурения; прирост запасов нефти, газового конденсата и газа; нормативы образования фондов заработной платы; предельный уровень затрат на 1 руб. сметной стоимости; балансовая прибыль; лимиты государственных капитальных вложений; лимиты основных видов материально-технических ресурсов, абсолютные размеры фондов; нормативы наделения фондами; норматив платы за производственные фонды; внедрение и расширение использования новой техники и технологических процессов; основные задания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Эти показатели широко используются для составления плановых расчетов, в текущей хозяйственной деятельности, ее оценке, финансировании и кредитовании. [40]
В практике на промышленных предприятиях применяются в основном три группы экономических нормативов: нормативные измерители объема продукции или производства - внутрипроизводственные цены, нормативы чистой продукции ( НЧП), НСО, нормативная заработная плата, нормо-часы и др.; нормативы образования фонда заработной платы и фондов экономического стимулирования; нормы и нормативы, регулирующие экономическую ответственность подразделений. [41]
Централизованные фонды экономического стимулирования используются на следующие цели: увеличение фондов экономического стимулирования предприятий и организаций, широко внедряющих новую технику и прогрессивные формы организации перевозок; пополнение фондов экономического стимулирования подчиненных предприятий в случаях, когда показатели их работы временно ухудшаются в связи с освоением новой техники, реконструкцией производства и другими факторами; обеспечение стабильности нормативов образования фондов экономического стимулирования подчиненных предприятий с учетом конкретных условий производства. [42]
Фонд социального развития предприятий и производственных объединений образуется по стабильным нормативам от прибыли ( дохода), остающейся в распоряжении предприятий, являющейся фондообразующим показателем. В нормативах образования фонда учитываются затраты на строительство жилья и других объектов непроизводственного назначения, предусмотренные в плане на двенадцатую пятилетку, а также дополнительные расходы, финансируемые в настоящее время за счет бюджета и в порядке распределения прибыли. Конкретные направления расходования средств фонда в целом и по его структурным подразделениям, предусмотренные соответствующими сметами, определяет трудовой коллектив самостоятельно. [43]
Нормативы образования фонда материального поощрения за каждый пункт ( процент) удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции устанавливаются министерствами для объединений и предприятий исходя из удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции, предусмотренного контрольными цифрами на соответствующий год пятилетки, и части фонда материального поощрения, направляемой по группе производственных объединений ( предприятий) на стимулирование выполнения этого показателя. Пример расчета нормативов образования фонда, материального поощрения за удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства продукции по группе производственных объединений ( предприятий) министерства приводится в приложении № 1 к Основным положениям. [44]