Cтраница 1
Бергсона, наука представляет собой единое целое и судить о ней нужно как о едином целом. Именно так он и поступает, представляя науку как продукт практического разума, цель которого состоит в том, чтобы установить господство над материей. Развивая абстракцию и обобщение, абстрактный разум тем самым создает интеллектуальные категории, необходимые ему для достижения господства над материей. Наука есть продукт нашей жизненной потребности в использовании мира, и ее понятия определены необходимостью манипулировать объектами, делать предсказания и добиваться воспроизводимости действий. Именно поэтому рациональная механика выражает самое существо науки, является его реальным воплощением. Другие науки выражают подход, тем более успешный, чем более инертную и дезорганизованную область он исследует, не столь определенно и изящно, как рациональная механика. [1]
Бергсона и идеям витализма. [2]
Бергсона и прагматизма Джемса. [3]
Бергсона также неотделим от вполне определ. Столь же связаны между собой интуитивистская гносеология и спиритуалистич. [4]
Бергсона, ощущение - чистое качество, принципиально неизмеримое. [5]
Бергсона противопоставляется рассудку, разуму и науке как форма проявления жизненной силы, составляющей сущность бытия. [6]
Бергсона, интуитивистская трактовка диалектики в нем. [7]
Бергсона оно объявляется во всем противоположным последнему. [8]
Бергсону, чистая длительность, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается интуитивно. Эта концепция представляет собой психологич. Дильтей, Зиммель, Ортега-и - Гасет, так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь изнутри, исходят из непосредств. В отличие от предыдущих вариантов, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном и неизменном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историч. [9]
По Бергсону, все ограничения научной рациональности могут быть сведены к одному решающему: неспособности понять длительность, поскольку научная рациональность сводит время к последовательности мгновенных состояний, связанных детерминистическим законом. [10]
По Бергсону, все ограничения научной рациональности могут быть сведены к одному решающему: неспособности понять длительность, поскольку научная рациональность сводит время к последовательности мгновенных состояний, связанных детерминистическим законом. [11]
Шпенглера, Бергсона, а также христианских теологич. Первые его работы посвящены анализу междунар. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения ( genesis), роста ( growth), надлома ( breakdown) и разложения ( desintegration), после чего гибнет, уступая место другой. Своеобразие этих вызовов и ответов определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и филос. [12]
Так, для Бергсона творчество - это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии - оптимистический. Для Знммеля и Степуна, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойств, характер: продукт творчества - всегда нечто косное и застывшее, становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творч. [13]
Шталя, Гегеля, Бергсона и других антиредукционистов мы уже приводили): чтобы связать между собой различные уровни описания и учесть взаимосвязь между поведением целого и отдельных частей, необходимо понятие сложной организации. В противовес редукционистам, усматривавшим единственную причину организации в частях, Аристотель с его формальной причиной, Гегель с его абсолютной идеей в природе, Бергсон с его простым, необоримым актом творения организации утверждали, что целое играет главенствующую роль. [14]
В работах Ницше и Бергсона она становится целостным мировоззрением, истолковывающим мир соответственно как волю к власти пли жизненный порыв. Интуиция, напротив, выступает у них как непосредственное переживание жизни, соучастие в ней. Это ведет к отрицанию общеисторических законов и замене их индивидуальным законом, или судьбой, В 30 - е гг. 20 в. Клагес, Боймлер, Юнгер и др.) сливается с идеологией фашизма и разделяет его историческую судьбу. В настоящее время она пользуется значительным влиянием в буржуазной идеологии лишь в своих первоначальных формах ( ницшеанство, бергсо-нпзм), а также как концепция истории, связанная с Дильтеем. [15]