Cтраница 3
Параллельно с расширением сферы влияния телеологич. Бергсона и др., большую популярность приобретает телеологизм неокантианцев, особенно марбургской школы. В рамках этой школы кантовское различение двух видов причинности используется для обоснования противопоставления мира природы и мира свободы ( т.е. мира человеч. [31]
Бергсона и идеям витализма. [32]
Для Бергсона речь идет не об отыскании научных альтернатив физике его времени. По его мнению, химия и биология явно избрали за образец механику. Таким образом, надеждам, которые питал Дидро относительно будущего химии медицины, не суждено было сбыться. [33]
Для Бергсона речь идет пе об отыскании научных альтернатив физике его времени. По его мнению, химия и биология явно избрали за образец механику. Таким образом, надеждам, которые питал Дидро относительно будущего химии и медицины, не суждено было сбыться. С точки зрения Бергсона, наука представляет собой единое целое и судить о ней нужно как о едином целом. Именно так он и поступает, представляя науку как продукт практического разума, цель которого состоит в том, чтобы установить господство над материей. Развивая абстракцию и обобщение, абстрактный разум тем самым создает интеллектуальные категории, необходимые ему для достижения господства над материей. Наука есть продукт пашей жизненной потребности в использовании мира, и ее понятия определены необходимостью манипулировать объектами, делать предсказания и добиваться воспроизводимости действий. Именно поэтому рациональная механика выражает самое существо науки, является его реальным воплощением. [34]
Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество - это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии - оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойственный характер: продукт творчества - всегда нечто косное и застывшее - становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически-мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни - убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы. [35]
Шопенгауэра - воля, у Бергсона - интуиция. Диалектический материализм отвергает такие представления об А. [36]
Эта система эклектически сочетает идеи Платона, Бергсона, имманентов и мистику В. Такую теорию он пытается построить на основе религиозного опыта и учения о боге как некоем сверхвременном субстанциальном деятеле. [37]
Эта система эклектически сочетает идеи Платона, Бергсона, имманентоп и мистику В. Такую теорию он пытается построить на основе религиозного опыта и учения о боге как некоем сверхвременном субстанциальном деятеле. [38]
Эта система эклектически сочетает идеи Платона, Бергсона, имманентоп и мистику В. Такую теорию он пытается построить на основе религиозного опыта и учения о боге как некоем сверхвременном субстанциальном деятеле. [39]
Как получилось, что линия Платона, Гегеля, Бергсона, пытавшихся обосновывать законы жизни, оперируя общими идеями души, абсолюта или витальной силы, где-то перекрестилась с линиями рассуждения некоторых наших философов, я тоже понять не могу. Ведь кажется совершенно очевидным, что Маркс в политической экономии и Эйнштейн в физике показали с полной отчетливостью, что истоки ошибок философов и заблуждений ученых как раз и заключаются в отрыве теории от практики, в непонимании того, что мышление нельзя рассматривать в отрыве от бытия и что словам должны соответствовать дела. [40]
Противопоставлял рациональное знание воле как слепой и автономно действующей силе. Это учение оказало влияние на Вундта, Джемса, Бергсона, Фрейда и других. [41]
Известен также как драматург и лит. На формирование мировоззрениям, оказали влияние идеи Шеллинга, Кьеркегора, Бергсона, Рейса. После осуждения папской энцикликой ( 1950) экзистенциализма называет свою философию неосократизмом или христианским сократизмом. [42]
Гартмана, исторический пессимизм Шпенглсра и его последователей, иррационализм прагматистов, Бергсона, Л сбоиа и др. Утверждая безграничные возможности человеч. Мережковского, Бердяева, Розанова и др.), пытавшихся возрождать ролиг. [43]
Критика интеллекта, подчеркивание первенствующего значения воли, подсознательного у интуитивистов связаны с отрицанием объективности, материальности мира. По их мнению, материальные объекты - это наиболее примитивные формы бытия: и для Бергсона, и для Лосского материя сама по себе инертна, неподвижна, безжизненна. Сущность действительности, по Бергсону, составляет нематериальная длительность, текучесть, непрерывный поток внутренней жизни; для Лосского мир тоже нечто живое - совокупность духовных субстанциальных деятелей. Насколько мистичны и малопонятны человеку длительность Бергсона или субстанциальные деятели Лосского, настолько же мистична и туманна интуиция, постигающая эти объекты. [44]
Среди экономистов и по сей день не сложилось единого мнения относительно справедливости полученных Эрроу результатов. Сторонники одной школы считают, что Эрроу изгнал из науки концепцию общественного благосостояния, тогда как другие, включая Бергсона, утверждают, что экономист может работать с любой данной общественной функцией благосостояния, не уделяя непосредственного внимания процессу ее формирования. Такую валюту другие страны стараются не использовать в качестве части своих валютных резервов. [45]