Cтраница 1
Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму. [1]
Коллективное бессознательное ( которое является одним из лейтмотивов его психосоциологического учения) представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Причем коллективное бессознательное обладает собственной многоуровневой структурой и включает в себя семейное, национальное, расовое и общечеловеческое бессознательное. [2]
Коллективное бессознательное - хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. Согласно Юнгу оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее, врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например столкновение с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасностью, несправедливостью. [3]
Коллективное бессознательное и движимая им деятельность искажают ряд аспектов социальной реальности в двух направлениях. [4]
Коллективное бессознательное - это общечеловеческий оПыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческого животного состояния. Таким образом, коллективное бессознательное, по Юнгу, сверхъестественно, надличностно. [5]
Коллективное бессознательное транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности. [6]
Коллективное бессознательное конкретного народа представляет собой своеобразный слоеный пирог, в котором существуют компоненты принципиально разных порядков. Наиболее близким к бодрствующему сознанию коллектива оказывается память об исторических травмах, вокруг которой объединяется человеческая общность - этнос или суперэтническое образование. [7]
По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнга иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании куль-турных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне справедлив. Дело в том, что по Юнгу, архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или символам. Архетип - это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души. [8]
Юнг относит к коллективному бессознательному рынка. И знаешь, Викки, они манипулируют не только акциями. Они проделывают то же самое с кукурузой, пшеницей и скотом. [9]
Количество архетипов в коллективном бессознательном не ограничено. [10]
Ментальность включает и архетипы коллективного бессознательного. [11]
Как же мы выходим на коллективное бессознательное. Юнг считает, что никакая аналитическая техника не помогает его вспомнить, поскольку оно не было забыто или вытеснено. Он находит его лишь в творчески оформленном материале. Прообраз, или архетип, есть фигура - будь то демона, человека или события, - повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. [12]
Юнга архетипы - структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов. [13]
Дружба, особенно мужская в коллективном бессознательном сильно мифологизирована. Она коренится в детском, юношеском опыте - Старый друг - лучше новых двух, но категорически не распространяется на деловую, профессиональную сферу. [14]
Для Карла Юнга мифология является проявлением коллективного бессознательного. Для ПР-специалиста, особенно в области политических ПР, важны его представления о героике. Он пишет: Герой всегда олицетворяет собой самое высокое и самое сильное стремление или, по крайней мере, то, каким это стремление должно быть, а значит, и то, что хотелось бы осуществить в первую очередь. Поэтому всегда важно, какой из фантазий наполняется мотив героя. В американской фантазии о герое главную роль играет индейский характер. Отношение американцев к спорту совершенно несопоставимо с европейским уютом. Только индейские инициации могут посостязаться с беспощадностью и жестокостью сурового американского тренинга. [15]