Коллективное бессознательное - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Любить водку, халяву, революции и быть мудаком - этого еще не достаточно, чтобы называться русским. Законы Мерфи (еще...)

Коллективное бессознательное

Cтраница 3


Леви-Брюля), при таком понимании идея коллективного бессознательного лишается всякого мистпч. Однако в концепции коллективного бессознательного ость и др. возможности; из научной рабочей гипотезы она может легко перейти в модернизированную форму филос. Плотина, согласно к-рому человеч.  [31]

Не случайно эта линия пунктирна - мы постоянно черпаем отсюда архетипические содержания, как называл их Юнг. И одно влияет на другое: то, что происходит в коллективном бессознательном, влияет на индивидуальное, и наоборот.  [32]

В понятии идеология отражается одно открытие, сделанное в ходе политической борьбы, а именно: мышление правящих групп может быть настолько тесно связано с определенной ситуацией, что эти группы просто не в состоянии увидеть ряд фактов, которые могли бы подорвать их уверенность в своем господстве. В слове идеология имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его.  [33]

Ге-нона смысл этих процедур раскрывается в русле эзотерич. Зильберера ( 1914), осуществляется К. Г. Юнгом в контексте его учения об архетипах коллективного бессознательного и индивидуации.  [34]

Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.  [35]

Согласно фрактальному подходу, завоевывающему все более прочные позиции в современной науке, индивиды, как монады, взаимодействуют между собой по типу резонанса, а общество образует совокупность этих монад, подобно тому, как Вселенная содержит в себе множество монад. Эта идея имеет длительную историю, хотя четко она выражена рке в юнговском учении об архетипах коллективного бессознательного.  [36]

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.  [37]

Именно символы облегчают доступ к человеку в любом типе коммуникации, психоанализ пытается поставить объяснение символизма в рамки своей гипотезы. Юнг также вводит понятия архетипа и коллективного бессознательного, которые лежат в основе символики сказок, мифов и ритуалов. Коллективное бессознательное, - пишет Юнг33, - видимо, состоит - насколько мы вообще вправе судить об этом - из чего-то вроде мифологических мотивов или образов; поэтому мифы народов являются непосредственными проявлениями коллективного бессознательного.  [38]

Коллективное бессознательное - это общечеловеческий оПыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческого животного состояния. Таким образом, коллективное бессознательное, по Юнгу, сверхъестественно, надличностно.  [39]

Леви-Брюля), при таком понимании идея коллективного бессознательного лишается всякого мистпч. Однако в концепции коллективного бессознательного ость и др. возможности; из научной рабочей гипотезы она может легко перейти в модернизированную форму филос. Плотина, согласно к-рому человеч.  [40]

Это развитие индивиду ация), процесс обретения внутреннего единства, рассматривается в А. Фрейд, составляет лишь небольшую часть коллективного бессознательного, связывающего индивида со всем человечеством и космосом через архетипы - универсальные структурные элементы бессознательного, схемы, на основе которых формируются образы, переживания и события жизни отд.  [41]

Чтобы понять суть происходящего, представляющего собою поистине духовную катастрофу всенародного масштаба, нелишне заглянуть в научные методики, позволяющие так или иначе оценить глубинную психологию больших коллективов, разобраться, если так можно выразиться, в психическом подполье, без которого не обходится ни одна цивилизация. Юнг явился создателем глубоко разработанного им представления о коллективном бессознательном, в которое погружены отдельные группы людей, целые народы и в конечном счете все человечество.  [42]

По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнга иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании куль-турных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне справедлив. Дело в том, что по Юнгу, архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или символам. Архетип - это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души.  [43]

Впрочем, организационный застой связан опять-таки с отступлением от изначального универсализма, преобладавшего в первые века ислама. В итоге постколониальная элита, душой и телом преданная Западу, со всем, что он подразумевает, правит ( за исключением сегодняшнего Ирана) повсюду, исполняя планы своих хозяев по разложению и уничтожению Последнего Откровения. Их общей приметой является, с одной стороны, атеистический космомполитизм, тщательно утаиваемый от народа, с другой - спекуляция на архаических пластах коллективного бессознательного, которое составляет опору национализма. Организаторами националистических идеологий при ближайшем рассмотрении оказываются выходцы из других сред: арабский национализм основополагали бейрутские армяне при сотрудничестве арабоязыч-ных христиан, тюркский национализм был придуман анатолийскими иудеями.  [44]

Именно символы облегчают доступ к человеку в любом типе коммуникации, психоанализ пытается поставить объяснение символизма в рамки своей гипотезы. Юнг также вводит понятия архетипа и коллективного бессознательного, которые лежат в основе символики сказок, мифов и ритуалов. Коллективное бессознательное, - пишет Юнг33, - видимо, состоит - насколько мы вообще вправе судить об этом - из чего-то вроде мифологических мотивов или образов; поэтому мифы народов являются непосредственными проявлениями коллективного бессознательного.  [45]



Страницы:      1    2    3    4