Cтраница 3
Очистка бензинов крекинга и пиролиза имеет в основном своей задачей освободиться от таких веществ, которые, являясь причиной смолообразования, делают бензин в большей или меньшей степени нестабильным. Эта задача, как было показано выше, может быть решена обычными методами очистки, например обработкой бензина серной кислотой и адсорбентом с последующей перегонкой очищенного бензина. При этом, однако, могут получаться настолько значительные потери вследствие явлений полимеризации непредельных и конденсации их с ароматикой, что возникает вопрос о рентабельности всего данного процесса в целом. [31]
Фарагер, Морелль и Левин [246], а также Наметкин и Робинзон [247] показали, что весьма подходящим реактивом для удаления, а также для количественного определения непредельных углеводородов является полухлористая сера, образующая с непредельными соединениями вещества довольно сложного состава, возможно, хлорированные дисульфиды. Наконец, заслуживают внимания работы Тауша, а в особенности Данаила и его сотрудников, касающиеся определения непредельвых обработкой бензинов солями ртути. Однако все указанные методы как по точности, так и по техническому оформлению еще далеки от совершенства. [32]
Для определения берут 50 мл испытуемого этилированного бензила н помещают его в чистую, сухую коническую колбу емкостью 250 мл, в колбу приливают 4 - ( мл 1 н спиртового растнора йода, закрывают ее пробкой со стеклянной трубкой и осторожно кипятят на водяной бане или электроплитке ( температура не выше 100) 20 мин. Охлажденный раствор фильтруют через пористый или обычный фильтр, фильтрат выбрасывают, а оставшуюся в конической колбе ( где проводилась обработка бензина раствором йода) часть осадка смывают 3 - 4 порциями этилового спирта по 10 - 15 мл на фильтр. Осадок промывают до полного удаления йода. [33]
Потери при таком методе изомеризации очень невелики. Техас) обработкой бензина таким способом повышают октановое число на 20 единиц. [34]
Как уже отмечалось, при хорошей стабилизации бензиновых дистиллятов с депропанизацией и частичной дебутанизацией в них теоретически не должно содержаться сероводорода. Однако на практике в бензиновых дистиллятах после стабилизация могут присутствовать следы сероводорода, кроме того, в бензиновых дистиллятах, выделяемых из некоторых сортов сернистых и вы-сокосарнистых нефтей прямой перегонкой, а также получаемых в результате термических или термокаталитических процессов, остаточное содержание серы и после удаления части меркаптанов может оказаться достаточно высоким, а для приготовления из них товарных бензинов требуется более глубокая очистка. В этом случае обработка бензинов щелочью или другими реагентами должна быть дополнена гидроочисткой, которая является универсальным методом удаления из моторных топлив всех содержащихся в них сернистых соединений. [35]
Устройство диафраг-мового смесителя. [36] |
Диафрагмовый смеситель представляет собой цилиндр с укрепленными внутри диафрагмами. При прохождении потока через отверстия и зазоры происходит турбулизация потока, что интенсифицирует перемешивание. Такой способ применяют при обработке бензина щелочью и промывке его водой. [37]
При этом получается значительная экономия требующегося для смешивания изооктана, а также и экономия тетраэтилсвинца. Описываемый метод пригоден поэтому для обработки бензинов, не поддающихся обессерива-нию обычными методами. [38]
Раствор и-оксидифениламина служит для колориметрировашш с помощью обычного колориметра погружения. От каждого из растворов берут по 50 мл бензина в делительную воронку, приливают туда же 15 мл 0 1 н раствора соляной кислоты и содержимое воронки энергично встряхивают 2 мин. После 2 - 3-минутного отстоя нижний солянокислый слой сливают в мерную колбу; обработку бензина в воронке повторяют еще 2 раза, и вытяжки сливают в ту же колбу. [39]
Сероводород удаляется также-при физической стабилизации бензинов. Практикуемое на большинстве заводов защелачивание едким натром, при котором безвозвратно расходуется дорогой реагент, может быть заменено в некоторых случаях обработкой бензина раствором трикалий-фосфата ( KsPQi) или тринатрийфосфата; при этом процессе указанные реагенты восстанавливаются и используются многократно. [40]
От каждого из приготовленных растворов берут в делительную воронку образец бензина в количестве 50 мл и оряливают 15 мл 0 1 н раствора соляной кислоты. Содержимое делительной воронки энергично встряхивают в течение 2 мин. После 2 - 3-минутного отстоя нижний слой раствора соляной кислоты из делительной воронки сливают в мерную колбу. Обработку бензина в делительной воронке повторяют еще два раза, сливая все солянокислые вытяжки в одну и ту же мерную колбу. [41]
От каждого из приготовленных растворов берут в делительную воронку образец бензина в количестве 50 см3 и приливают 15 см3 0 1 н раствора соляной кислоты. Содержимое делительной воронки энергично встряхивают в течение 2 мин. После 2 - 3-минутного отстоя нижний слой раствора соляной кислоты из делительной воронки сливают в мерную колбу. Обработку бензина в делительной воронке повторяют еще два раза, сливая все солянокислые вытяжки в одну и ту же мерную колбу. [42]
Для понижения содержания непредельных в бензинах на ряде заводов США [ Паульсборо, Сан-Ойль в Маркус-Хуке [1] и др. ] пары бензина обрабатываются активными алюмосиликатами. В результате обработки содержание непредельных резко снижается. Ван-Вургис [2] пишет, что снижение непредельности обусловлено процессами полимеризации. Однако приводимый в его статье скудный фактический материал этого положения не обосновывает. Скорее создается впечатление, что при обработке бензина он гидрируется. [43]
В конической колбе емкостью 250 мл к 100 мл исследуемого бензина доб ляют 3 мл 5 % спиртового раствора иода. Колбу и фильтр промывают этиловым спиртом для удаления остатков иода. Осадок па фильтре растворяют в 5 мл горячего ацетатного раствора ( 1 % раствор СНзСООХа в 1 % растворе СНзСООН), обмывая фильтр этим раствором из пипетки. Ацетатный раствор собирают в ту же колбу, где проводилась обработка бензина подом. Раствор взбалтывают для растворения осадка, который мог остаться на стенках колбы, а затем сливают в фарфоровую чашку и выпаривают досуха на водяной бане. Сухой остаток в фарфоровой чашке смачивают одной каплей воды и полученный раствор наносят на фильтровальную бумагу. [44]
Отмеряют 50 мл исходного бензина в коническую колбу вместимостью 250 мл, добавляют 5 мл раствора иода и закрывают колбу пробкой с вставленной в нее стеклянной трубкой длиной 70 см. Колбу помещают в кипящую водяную баню. Смесь бензина с раствором иода кипятят не менее 20 мин при частом перемешивании. После охлаждения колбы раствор фильтруют через пористый или бумажный фильтр. Фильтрат выливают, а осадок на фильтре и в колбе, где велось разложение, промывают этиловым спиртом до полного удаления иода. Промытый осадок растворяют в 15 мл горячего раствора ацетата аммония, причем раствор сливается в колбу, где велась обработка бензина иодом. [45]