Cтраница 4
России учет библиотечного дела носил случайный характер и охватывал далеко не все типы библиотек. Лишь некоторые земства довольно подробно разрабатывали статистические данные о народных библиотеках. [46]
Состоявшийся в начале 1911 года очередной съезд объединенных дворян единодушно выступил против народных библиотек и читален. Делегаты съезда, обратив внимание правительства на то, что народные библиотеки и читальни развращают народ, распространяют революционную литературу, потребовали вновь ввести ограничительные каталоги для народных библиотек и принять ряд других мер, которые затруднили бы работу этих библиотек. [47]
Искра приводила сведения о том, что народные библиотеки не пользуются популярностью среди рабочих, так как в них мало книг, газет и журналов. В письме рабочего Глухов-ской мануфактуры из Богодухова указывалось, что в фабричной народной библиотеке имеются только сказки, лубочная и религиозная литература. [48]
Уже с 60 - х годов духовенство начало в сельской местности открывать церковные народные библиотеки и читальни и организовывать в домах чтение душеполезных книг. В 70 - 80 - х годах церковноприходским библиотекам придается еще большее значение. Правительство ежегодно увеличивает ассигнование средств на содержание церковноприходских библиотек, усиленно содействуя распространению религиозной литературы среди населения. [49]
Такая переработка обосновывалась довольно распространенной среди некоторых кругов интеллигенции дореволюционной России ложной теорией ограниченности интересов крес-цьян и недоступности для них литературы общества. Представители прогрессивной русской интеллигенции энергично боролись с ограничениями в комплектовании книжных фондов народных библиотек, но это не смогло изменить условия существования библиотек, превратить их в рассадники подлинной культуры среди крестьянства. [50]