Cтраница 1
Вузовские библиотеки не только вовлечены в глобальные процессы, но и являются их активными проводниками. Развитие библиотек немыслимо без активного участия в обществах, ассоциациях, консорциумах, таких, как РБА, LIBNET, АРБИКОН, КСМБ, КБС МОСВУЗ, КБС ХИМВУЗ и др. Опыт американских университетских библиотек показывает, в среднем каждая из них участвует в 4 - 6 консорциумах. [1]
Советские вузовские библиотеки призваны обеспечить книгой учебно-воспитательный процесс и научно-исследовательскую работу кафедр и лабораторий. Эти две взаимосвязанные стороны деятельности обуславливают особенности вузовской библиотеки. [2]
Среди вузовских библиотек важное место занимают библиотеки университетов. Они решают задачи, присущие вузовским библиотекам, и, кроме того, призваны в соответствии с особенностями университетского образования содействовать широкой общенаучной подготовке студентов и выработке у них, начиная с первого курса, навыков научно-исследовательской деятельности. Планы работы университетских библиотек предусматривают создание указателей литературы по истории университета, трудов его ученых и преподавателей. [3]
Сегодня значение вузовской библиотеки возрастает и определяется уже не только традиционными показателями библиотечного фонда и количеством подписанных периодических изданий, но и уровнем комфортности доступа к информации независимо от ее формата. Именно комплексность, разумное и непротиворечивое сочетание традиционных и электронных видов ресурсов определяют успешное удовлетворение информационных потребностей пользователей современной вузовской библиотеки. [4]
В некоторых вузовских библиотеках применяется раздельное обслуживание студентов старших и младших курсов. [5]
В Санкт-Петербургском консорциуме вузовских библиотек реализована возможность обмена ресурсами на основе Сводного каталога библиотек-участниц и решена задача модернизации МБА. Для этого разработано программное обеспечение АРМ МБА АБИС Руслан. [6]
Интересен опыт работы вузовских библиотек по экологическому образованию и информационно-библиотечному обеспечению экологической информацией. Практически на всех факультетах высших учебных заведений введены специализации экологического направления. Это дает возможность акцентировать внимание студенческой молодежи на проблемы экологии и возможные пути их решения. На основании исследования запросов пользователей экологической информацией в библиотеке Таврического национального университета сделан вывод, что новая информационная среда требует большой активности университетских библиотек в отношении с пользователем. При тематическом поиске необходимо знание предметной терминологии. Это означает, что библиотекарь обязан не только знать особенности информационных ресурсов в конкретной предметной области, но и терминологию, применяемую в соответствующих базах данных. Знание предметной терминологии также необходимо, как и навыки с информационно-поисковыми системами по экологии. [7]
Так, в республиканских, областных, вузовских библиотеках возможно обособленное групповое обслуживание: в одном читальном зале обслуживаются научные работники и другие специалисты с высшим образованием, в другом - все остальные читатели. Могут быть организованы отдельные читальные залы для профессорско-преподавательского состава и студентов, а в детских библиотеках - залы для старших и младших школьников. [8]
Упрощенные формы учета применяют вузовские библиотеки, особенно в отношении учебной литературы, приобретаемой в большом количестве экземпляров. Несколько экземпляров учебника ( 2 - 5), поступивших в основное хранилище, записывают в инвентарную книгу, а остальные подвергают так называемому безынвентарному учету. [9]
К таким относятся все вузовские библиотеки. Могут быть университетские библиотеки, медицинские и другие. В отличие от вышеназванных библиотек, научные делятся на большое количество отделов, о которых вы прочитаете далее. [10]
Сегодня на традиционные функции вузовской библиотеки ( комплектование, хранение, обслуживание) накладываются требования электронной информационно-образовательной среды, в том числе, необходимость открытости библиотеки для ее удаленных читателей. [11]
Они есть только в вузовских библиотеках и разделены следующим образом: учебный отдел гуманитарных наук, учебный отдел естественных наук. В каждом таком отделе хранятся учебники, которые нужны студентам соответствующих факультетов. [12]
Таким образом, современная миссия вузовской библиотеки предполагает переход от выдачи книг во временное пользование к организации доступа к необходимым информационным ресурсам. Географическое местонахождение необходимых для пользователя ресурсов, равно как и расстояние до библиотеки, предоставляющей доступ, становится несущественным. На первый план выходит скорость получения информации, удобный доступ и разумная стоимость доставки. [13]
Единичные примеры подобной работы в вузовских библиотеках, которые могут быть приведены, лишь подтверждают сегодняшнюю ситуацию - ни с позиции кадрового обеспечения, ни по уровню материально-технической базы, ни психологически вузовские библиотеки в общей своей массе взять на себя функцию главного центра по формированию ИК университетского сообщества не готовы. Вместе с тем без перечисленных умений работы с информацией, к которым можно добавить еще и многие другие, ИК университетского сообщества, идущего в ногу со временем, немыслима. Выход видится в объединении усилий, в комплексном подходе к формированию ИК в рамках отдельного вуза, и здесь одним из перспективных направлений становится проектное развитие. [14]
Система БИТ-2000 разработана с целью автоматизации научных, научно-технических и вузовских библиотек, подключенных к НИКС. [15]