Cтраница 1
Японский бизнес, проводя в жизнь какую-либо новую политику в экономической жизни страны, тщательнейшим образом учитывает этнопсихологический облик и специфику поведения персонала. Все многочисленные приемы, что активно внедряются сейчас на заводах и фабриках, в офисах и учреждениях, тесно сопряжены с социальными нормами поведения, усвоенными японцами за свою многовековую историю. Люди сами делают свою историю, - писал К. Маркс, но они делают ее с учетом тех ценностей, которые даны им и перешли от прошлого [ 1, с. Такими ценностями являются фундаментальные черты японского национального характера. [1]
Японский бизнес, как ненасытный Молох, перемалывает людские судьбы, обращая людей, попавших в его объятия, в настоящих работоголиков. Он делает свою работу методично и со знанием дела. [2]
Японский бизнес отдает себе отчет в том, что, хотя путем материального стимулирования можно добиться значительных сдвигов в интенсификации трудовой активности рабочей массы, однако побудительная сила одних только материальных факторов все-таки оказывается недостаточной на новом витке гонки за лидерство. Требуется более гибкое, чем прежде, сочетание их с факторами моральными, в частности этнопсихологическими, к числу которых принадлежит и культ его величества труда. [3]
Японский бизнес извлекает из использования психологических рычагов, лежащих в основе жизнедеятельности малых групп, большие выгоды: без каких-либо вложений предприниматели могут многократно интенсифицировать труд своих работников. [4]
Успехи японского бизнеса в глазах человека с улицы представляются в виде нескончаемого потока дешевых и высококачественных товаров. И такое представление не лишено оснований. [5]
Вторую основную характеристику японского бизнеса, а именно ориентированность на конкуренцию, автор начинает раскрывать с анализа вопросов номенклатуры и диверсификации продукта, рассматриваемых в соответствии с рыночной стратегией производства. [6]
Что же дает японскому бизнесу система сеньоризма. Во-первых, она ослабляет конкуренцию между отдельными работниками за освобождающиеся вакансии. Во-вторых, она отвечает бытующим в стране представлениям об особой ценности работников, обогащенных производственным опытом, навыками, а таковыми в первую очередь считают старших по возрасту. [7]
В идеологической обработке трудящихся японский бизнес активно использовал глубоко укоренившуюся в сознании народа вследствие многовековой исторической практики клановую социальную психологию, когда человек ощущает необходимость принадлежать к какой-либо семье-клану. Были предприняты немалые усилия, чтобы представить в качестве таковой фирму, где трудится работник. Именно патерналистские настроения породили отождествление предприятия с семьей, отождествление судеб работников с судьбами предприятия. По этому поводу бывший американский посол в Японии Рейшауэр говорит так: Рядовые работники в Японии рассматривают себя в качестве винтика той громадной машины, которая называется фирмой. [8]
Эта конкуренция выросла из самой структуры японского бизнеса, в котором пять, десять или даже больше крупных компаний могут выпускать однотипную продукцию, достигая таких объемов ее реализации на рынке, которые достаточно велики по меркам США и Западной Европы. Фирмы затрачивают бешеную энергию на то, чтобы автомобиль, телевизор или видеомагнитофон с их маркой отличался от аналогичных изделий конкурентен. А если учесть, что различия в характеристиках конкурирующих товаров действительно крайне незначительны, то малейшее нововведение, сделанное одним производителем, немедленно подхватывается всеми другими. Подобная цепная реакция придает ускорение техническому обновлению и материализуется, с одной стороны, в значительном улучшении эксплуатационных параметров и качества изделий, с другой - в стремительном снижении цен за относительно короткие промежутки времени. [9]
Банки играют настолько важную роль в японском бизнесе, что каждое предприятие стремится установить тесные отношения с одним из них. [10]
Банки играют настолько важную роль в японском бизнесе, что каждое предприятие стремится установить тесное отношения с одним из них. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, осуществляет расчеты и консалтинговые операции. Основной банк, как правило, является главным владельцем акций корпорации. [11]
Ответ был найден в рамках компромисса: японский бизнес сохранил устремление массы к уравниловке и принял во внимание личный вклад в процесс производства отдельного работника. На японских предприятиях утвердилась система оплаты работников по старшинству, или выслуге лет: всем вновь нанятым назначается одинаковая заработная плата, которая дополняется ежегодными прибавками за опытность. [12]
Проблемы, которые можно было бы связать с пожизненным наймом и системой старшинства в японском бизнесе, включают излишнюю осторожность, препятствующую принятию рискованных решений, а также проблемы морального спада и утраты возможностей для личностного развития. [13]
Среди этих видов скидки первая, четвертая и шестая широко используются в США, но остальные - особенность японского бизнеса. [14]
Времена, когда Япония ориентировалась исключительно на иностранную технологию, давно прошли. Японский бизнес хорошо уяснил довольно простую истину: надеяться на чужие лицензии - значит проиграть в конкурентной борьбе. [15]