Cтраница 1
Окисление парафинистых смазочных масел в обычных рабочих условиях - вплоть до 150 или 200 С - вероятно, вначале носит характер цепной реакции [112] и проходит через три стадии: индукционный период, автоускорение и автозамедление. [1]
Процесс окисления смазочных масел представляет собой цепную реакцию, ведущую к образованию гидроперекисей. Механизм действия ингибиторов окисления заключается в борьбе с углеводородом за кислород, что в конечном счете ведет к предотвращению ухудшения свойств масла. Соединения, служащие для разложения перекисей, устраняют соединения, которые могут Б дальнейшем действовать на молекулы масла. Некоторые соединения, тормозящие процесс окисления углеводородов, названы Ларееном и Дайамондом 54 ] замедлителями окисления. Такие соединения, по их мнению, при окислении превращаются в ингибиторы окисления. [2]
Для предотвращения окисления смазочных масел предложено вводить в них различные антиокислители, например аминофенолы. Образование лаковых отложений в поршневой группе двигателя может быть предотвращено введением присадок, к числу которых относятся алкил-феноляты бария, соли нафтеновых кислот и сульфокислот, ряд фосфористых органических соединений. [3]
Поскольку химизм процессов окисления смазочных масел в пневмосистемах известен мало, была предпринята попытка определить влияние отдельных составляющих отложений на характер протекающих в них процессов. [5]
На увеличение скорости процессов окисления смазочного масла и на уменьшение антиокислительной активности ингибиторов кроме высокой температуры оказывают каталитические влияние поверхности трения металлов и продукты их коррозии. [6]
В поисках высокотемпературных ингибиторов окисления смазочных масел были синтезированы и исследованы комплексы металлов переменной валентности на основе серусодержащих алкил-фенолов [ 93, с. Такие металлокомплексы обеспечивают обрыв цепей окисления по реакции с пероксидными радикалами и многократное разложение гидропероксидов с низким выходом свободных радикалов в объем. [7]
Схема масляного фильтра.| Схемы масловлагоотделителей. [8] |
Наличие механических примесей способствует окислению смазочных масел. Поэтому компрессорные установки должны быть оснащены фильтрами для очистки газов. [9]
Следующие два доклада посвящены окислению смазочных масел в реальных условиях работы двигателя. [10]
Метод предназначен для определения степени окисления смазочных масел, особенно противозадирных трансмиссионных масел, в жестких условиях. Методика испытания состоит в следующем: испытуемое масло заливают в картер редуктора с цилиндрическими шестернями и опытным подшипником, работающими под нагрузкой, нагревают и пропускают через масло-воздух; во время испытаний температура масла составляет 163 С. [11]
Выше отмечалось, что при окислении смазочных масел не основе парафиновых фракций нефтей стеараты переходных металлов наряду с каталитическими проявляют ингибирующие свойства. [12]
Окисление трансформаторных масел весьма сходно с окислением смазочных масел как в отношении механизма, так и в отношении образующихся продуктов. Некоторые работы по окислению трансформаторных масел могут пролить свет на общий механизм окисления; поэтому они заслуживают того, чтобы уделить им здесь внимание. Однако так как кислород до некоторой степени растворим в масле, то необходимо удалить его или обработкой в вакууме, или продувкой через масло инертного газа - азота - перед тем, как оно помещено в трансформатор. Масла, обработанные в вакууме, не подвергаются изменению при нагревании в течение многих дней в атмосфере углекислоты, даже в присутствии металлических катализаторов. [13]
Селеналкилы вызывают интерес благодаря их способности ингибировать окисление смазочных масел; при этом они намного эффективнее диалкилсульфидов. Функции антиоксиданта для обоих типов соединений состоят в восстановлении органических перекисей. Недостатком серусодержащих соединений является частичное образование сульфоновых кислот, весьма вредных для двигателей, в то время как селеновые соединения лишены такого рода недостатка. Ряд селеновых соединений, включающий дидецил -, дилау-рил - и дицетилселен, а также селеноксиды и селеноны, были испытаны в качестве присадок к маслам. Металлические мыла, введенные для загущения смазочных материалов, обусловливают большую скорость адсорбции кислорода по сравнению с чистыми минеральными маслами; увеличение скорости адсорбции кислорода наблюдается также с увеличением степени рафинирования масел. [14]
В межступенчатых коммуникациях пыль вызывает ускоренную реакцию окисления смазочных масел, поступающих из цилиндров компрессора, и образование нагара на поверхности труб. Последний может быть источником взрыва в межступенчатой коммуникации и выхода из строя компрессора. [15]