Cтраница 2
Как уже отмечалось, окисление смазок характерно не только для защитных, но и для антифрикционных смазок. Этому способствуют повышенная температура, каталитическое действие металлов и другие факторы. Поэтому в некоторых случаях желательно контролировать содержание в смазках свободных кислот не только при производстве, но и во время эксплуатации. [16]
В неработающем подшипнике температура окисления смазки во всех зонах одинакова и близка к температуре среды, окружающей подшипниковый узел. Поскольку при работе подшипника в рабочей зоне температура смазки и скорость поступления кислорода выше, чем в других зонах, здесь максимальна и скорость окисления смазки. [17]
Для получения стабильной к окислению смазки, как правило, требуется большая концентрация антиокислителя, чем для масла. При подборе присадок следует учитывать температуру и продолжительность работы узла трения при одноразовой заправке, контакт смазок с различными металлами и другие условия эксплуатации. В смазках, эксплуатирующихся при температурах свыше 100 С, обязательно должны присутствовать антиокислители. [18]
Это явление связано с окислением смазок кислородом воздуха, а также с доомылением щелочью не связанных в процессе изготовления смазок жировых компонентов. Метод основан на экстрагировании кислот и щелочей из раствора смазки в бензине смесью спирта с водой и титровании экстракта в присутствии фенолфталеина. Использование метода для многих смазок из-за их темной окраски затруднено. [19]
Сущность метода заключается в окислении смазки, нанесенной тонким слоем на медную пластинку ( катализатор), и определении свободных кислот или свободных щелочей, бразующихся при окислении смазки, выраженных кислотным числом и характеризующих стабильность смазки. [20]
Тип загустителя существенно влияет на окисление смазок. В то же время при значительном изменении кислотности углеводородной смазки уменьшение предела прочности и температуры каплепадения менее заметно. Сильно разупрочняются при окислении силикагелевые смазки. Наибольшую стабильность смазок к окислению обеспечивает 12-оксистеарат лития. [21]
Окисляемость товарных смазок под кварцевой лампой. [22] |
На рис. 37 показана кинетика окисления смазок различного состава. Количественная разница в химической стабильности смазок выявляется уже после 8-часового окисления. В дальнейшем она становится еще более резкой. Самой нестабильной оказалась смазка АФ-70, которая быстро окисляется в обычных условиях. Жировой солидол более стабилен, чем синтетический, что, возможно, связано с наличием в последнем значительного количества спиртов, альдегидов, кетонов и других сравнительно нестабильных продуктов окисления парафина. [23]
Результаты хроматографического и ИК-спектраль-ного исследований выделенных продуктов окисления смазок показали [41], что при введении антиокислителя и увеличении его концентрации в смазке уменьшается количество образующихся кислот в продуктах окисления. [24]
Характеризуется количеством органических кислот, образовавшихся при окислении смазки кислородом воздуха в статических-условиях. [25]
Под действием кислорода воздуха и повышенных температур происходит окисление смазки, из нее отпрессовываются и испаряются легкие масла. Все вто приводит к уплотнению смазки. Она теряет пластичные свойства, становится непригодной к дальнейшему использованию. [26]
В большинстве случаев химические изменения происходят в результате окисления смазок кислородом воздуха. При хранении механизмов и в еще большей мере при их эксплуатации в смазках возрастает содержание продуктов окисления, увеличивается кислотное число. Углеводородные смазки, имея вначале нейтральную или слабокислую реакцию, в процессе семилетнего хранения в таре приобретают кислотность 0 1 - 0 3 мг КОН на 1 г, а на оборудовании 0 6 - 0 8 мг КОН на 1 г. Значительно сильнее окисляются мыльные смазки. Особенно низкой химической стабильностью отличается овинцово-церезиновая смазка АФ-70. В условиях хранения в незапаянных бидонах кислотность смазки возрастает на 3 - 5 мг КОН на 1 г уже через 8 - 12, а на деталях механизмов - через 5 - 6 месяцев. [27]
В последнее время все большее внимание уделяется исследованию влияния окисления смазки в процессе работы на трение и износ. В работах Б. В. Дерягина и Н. Н. Захаваевой, С. В. Венцеля, Г. В. Виноградова, а также Боудена, Тейбора, Лебена доказано, что продукты окисления смазочных масел оказывают значительное влияние на процессы трения и износа. [28]
Метод ( ГОСТ 5734 - 76) заключается в окислении смазки, нанесенной тонким слоем на медную пластинку ( катализатор), и определении свободных кислот или свободных щелочей, образующихся при окислении смазки, количество которых характе-р. [29]
Разработаны и испытаны эффективные антиокислители типа третичных аминов, препятствующих окислению смазок во всем температурном диапазоне применения. [30]