Опредмечивание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Лучшее средство от тараканов - плотный поток быстрых нейтронов... Законы Мерфи (еще...)

Опредмечивание

Cтраница 3


Это сознание определяется овеществлением п соответствующей ему системой отношений полезности. Отношение полезности есть такое реальное, связанное с отчуждением отношение, при к-ром предметные воплощения человеческих способностей функционируют преим. Опредмечивание и распредмечивание), как готовые полезные средства, безотносительно к создавшей их творч. Наиболее развитое выражение отношение полезности получает в классовой эксплуатации.  [31]

Человек отчужден от самого себя, от своей натуры, от труда и результатов труда, от другого человека и от общества с его культурой и традициями. Причиной отчуждения является разделение труда и опредмечивание, овеществление человеческой деятельности.  [32]

Идеальное, с его точки зрения, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное - это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности. От практики оно отличается тем, что в нем самом нет ни одного атома вещества того предмета, который подлежит созданию. Когда у инженера появляется идея новой машины, он создает при этом не реальную, а идеальную машину. Идеальная форма - это форма вещи, но существующая вне этой веши, в сознании человека, в виде его активной жизнедеятельности. Идеальное - это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Идеальное как форма человеческой деятельности существует только в деятельности, а не в результатах, ибо деятельность и есть это постоянное, длящееся отрицание наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их изменение, их снятие в новых формах. Когда предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла в ее продукте, - умерло и само идеальное. Идеальный образ, например, хлеба, возникает в представлении голодного человека или пекаря, изготовляющего этот хлеб; в голове сытого человека, занятого строительством дома, не возникает идеальный хлеб. Но если взять общество в целом, в нем всегда наличествует и идеальный хлеб, и идеальный дом, и любой идеальный предмет, с которым реально имеет дело реальный человек в процессе производства и воспроизводства своей материальной жизни.  [33]

Он рассматривал это осуществление как результат практической деятельности, в процессе которой человек опредмечивает свои сущностные силы ( способности, дарования, творческие возможности) в продуктах своего труда, материальных или духовных ценностях. Продукты деятельности человека выступают для него опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности, его предметами, а это значит, что предметом становится он сам, - пишет К. Маркс в Экономическо-фшюсофских рукописях 1844 г. И это значит, что человек в процессе труда выступает как объективная реальность и как таковая реальность подчиняется объективным законам функционирования производства.  [34]

Психоанализ показал, что сила этих комплексов и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы их не сознаем. Нередко после того, как они выявлены, поняты и разложены на составные элементы, они перестают нас тревожить; во всяком случае мы можем защищаться от них после этого гораздо более эффективно. Для разложения на элементы необходимо воспользоваться методами опредмечивания, критического анализа и различения. Иными словами, нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно - так, как если бы они были просто внешними природными явлениями.  [35]

Поэтому фактически мышление воспроизводит в логич. Эта деятельность снимает субъективность цели путем ее реализации, опредмечивания. Поэтому Маркс писал: Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Выступая в истории как общественно организованный труд, производство, практика закрепляется в своих познават.  [36]

Второе принципиальное отличие общества от биологического организма обусловлено разницей в способах передачи информации. Достижения предыдущих поколений здесь передаются не генетическими ( наследственность), а специфически социальными способами. Важнейшее место среди них занимает социальная деятельность как единство опредмечивания и распредмечивания.  [37]

Наука сама по себе не выступает как производительная сила. Она, естественно, является и будет оставаться относительно самостоятельной сферой духовной деятельности человека. Но современные средства труда и технологические процессы представляют собой материализацию, опредмечивание научных знаний. В свою очередь, научные знания во все возрастающей мере становятся необходимыми условиями успешной деятельности каждого человека, занятого на производстве, и эти знания оказываются также воплощенными в создаваемых им материальных ценностях.  [38]

В поздних работах Хайдеггер под воздействием негативных последствий научно-технического прогресса занимает еще более жесткую позицию по отношению к научному познанию, отходя от поисков того общего, что есть между философией и наукой, проводя резкую дивергенцию между ними, утверждая, что наука все более отчуждается от философии и культуры. Он характеризует науку как вычисляющее мышление, которое является принципиально односторонним, основанным на узких и прагматичных задачах. Сущность многих областей знания и феноменов жизнедеятельности людей ( история, искусство, поэзия, язык, Бог) не поддается жесткому опредмечиванию и поэтому недоступна науке. Именно в этом плане можно сказать, что наука вообще не мыслит. От науки в мышление нет мостов, возможен лишь прыжок.  [39]

Большинство предметов и процессов искусственно созданной человеком второй природы не могут самопроизвольно возникать в нашей Метагалактике. Природа не создала ни колеса, ни автомобиля, ни ЭВМ, хотя какие-то, иногда отдаленные, их аналоги можно обнаружить среди объектов естественной природной среды. Самосборка автомобиля или счетной машины на полупроводниках в самой природе без человека неосуществима, но как воплощение в материал природы человеческих целей, как опредмечивание человеческого духа эти объекты обретают реальное бытие. Эволюция создаваемой человеком искусственной природной среды есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества.  [40]

В трудовой деятельности совершенствуется сам человек. Человек социалистического общества имеет неоспоримые преимущества перед человеком капиталистического общества потому, что впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, - писал В. И. Ленин, - является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры [ 3, т, 35, с. Маркс, есть подлинное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом.  [41]

В структуре практики имеются не только субъективные и объективные стороны, но и такие процессы, как распредмечивание и опредмечивание. Благодаря им и совершается взаимопереход субъективного и объективного. Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир.  [42]

Коммуникационно-знаниевая структура, выступающая в качестве образовательного продукта, перестает быть условием деятельности, а становится самой деятельностью. Поэтому принцип образование в деятельности оказывается все более востребованным в системах ДО. Качество образованности перестает быть статичным, а вместе с этим и предметным, приобретая свойства процесса. Вот почему преподавательская деятельность не может быть описана на языке опредмечивания его знаний в статичные формы образованности и обученности учеников. Более адекватным языком становится язык со-бытий, так как достижение качества образованности есть запуск некоего когнитивного ( мыследеятельностного) и предметно-деятельностного процесса. Рождение этого процесса и его поддержка есть событие как для сети, так и для всех его участников, в том числе, конечно, и для преподавателя.  [43]

Прибавочная стоимость при этом только превращается из одной формы в другую. Но не это превращение формы делает ее капиталом. В качестве капитала теперь функционирует товар и его стоимость. Но то обстоятельство, что стоимость товара не оплачена - а только вследствие этого она и становится прибавочной стоимостью - совершенно безразлично для опредмечивания труда, для самой стоимости.  [44]

Побуждение к деятельности вообще связано с потребностно-мотивационной сферой. Как известно, потребности суть объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его воспроизводства, функционирования и развития, причем речь идет и о биологических, и о социальных потребностях. Конкретный круг предметов ( в самом широком смысле), служащих удовлетворению потребностей, достаточно велик и не определен изначально. Когда в актах опредмечивания потребность приобретает конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным.  [45]



Страницы:      1    2    3    4