Cтраница 4
К недостаткам битума I типа относятся: а) малая прочность и деформационная устойчивость; б) малая устойчивость против действия окислительных факторов при высоких температурах нагрева ( склонность к старению); в) склонность к синеретическому разрушению структуры при соприкосновении с минеральной поверхностью пористого характера. [46]
К преимуществам битумов II типа относятся их чрезвычайно высокие когезия и деформационная устойчивость, проявляющиеся в незначительном разрушении структуры под действием сдвигающих и растягивающих усилий. Следует отметить, что битумы II типа не тиксотропны и разрушение их структуры, хотя и незначительное по величине, является необратимым. [47]
Рассматривая структуру битумов I типа, можно предположить, что структурный каркас из асфальтенов становится более упругим и фиксируется значительно раньше, чем дисперсионная среда ( углеводородный раствор смол) перейдет в стеклообразное хрупкое состояние. [48]
Упруго-хрупкое состояние битумов III типа, как и в случае битумов других типов, характеризуется высокими модулями упругости и малой предельной деформацией. [49]
Зависимости tg8 битумов различных реологических типов показывают, что по мере перехода структуры от золя к гелю максимум tg8 сдвигается в сторону более низких температур, однако наряду с этим абсолютное максимальное значение tg6 в битумах типа золь более высокое, чем в битумах типа гель. [50]
Наличие в битумах I типа твердых парафинов, мало изменяющихся при окислении, приводит в результате старения к образованию внутри коагуляционного каркаса хрупких кристаллизационных структурных сеток, резко ухудшающих свойства материала. [51]
Установлено, что битумы типа гель обладают довольно высоким содержанием асфальтенов, но невысоким содержанием циклических соединений. Это приводит к плохой дисперсии асфальтенов в маслах и смолах. [52]
В упруго-пластическом состоянии битумы II типа обладают пределом текучести, хотя и значительно меньшим, чем битумы I типа, ниже которого битум обнаруживает чисто упругие деформации. Неразрушенная структура битума характеризуется довольно высокой вязкостью и эластическими свойствами, выраженными, однако, слабее, чем у битумов I типа. [53]
В упруго-пластическом состоянии битумы III типа обладают вполне удовлетворительной теплоустойчивостью даже при наличии твердых парафинов, сравнительно мало изменяя деформационные и прочностные характеристики при повышении температуры. Битумы III типа обладают достаточной устойчивостью по отношению к термоокислительным факторам. В этом отношении они приближаются к битумам II типа. Под влиянием кислорода воздуха и температуры битумы III типа приобретают коагуляционную структуру, которая превращается в дальнейшем в жесткую пространственную структуру и затем разрушается. Однако это разрушение сдвинуто ( по сравнению с битумами I типа) в сторону больших времен воздействия термоокислительных факторов. Вследствие того что значения энергии активации битумов III типа выше, чем битумов II, но ниже, чем битумов I типа, в дорожном покрытии будут происходить весьма замедленные процессы окисления и превращения структуры, а это позволяет считать, что битумы III типа обладают удовлетворительной устойчивостью против старения. [54]