Cтраница 3
Опрокидывание погрузчика в боковом направлении может происходить в двух случаях: 1) при прямолинейном движении по поверхности с поперечным уклоном и 2) на повороте при движении по горизонтальной поверхности. Первый случай практически встречается редко, поскольку возникающее скольжение машины обычно предупреждает об опасности водителя и предотвращает опрокидывание погрузчика. Наибольшую опасность представляет второй случай, особенно при повороте на поверхностях с небольшими уклонами. Боковая устойчивость погрузчиков при движении с грузом обычно выше, чем при движении без груза ввиду смещения вперед общего центра массы системы погрузчик-груз. Поэтому водитель меньше ощущает опасность бокового опрокидывания машины при движении без груза, когда можно развить максимальную скорость. [31]
К числу таких автомобилей относится автомобиль ГАЗ-53Б грузоподъемностью 3 5 т с трехсторонней разгрузкой. Он имеет кузов, сваренный из профильного проката и листовой стали, с откидывающимися задним и боковыми бортами. Для опрокидывания кузова применяют гидравлический подъемник телескопического типа, работающий за счет подачи масла под давлением от шестеренчатого масляного насоса. Привод масляного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через одноступенчатую коробку отбора мощности. При боковом опрокидывании кузов поворачивается относительно осей, вваренных по концам передней и задней балок рамы, а при заднем - относительно трубчатой балки, установленной в задней части рамы автомобиля. [32]
Из полученного выражения следует, что критическая скорость опрокидывания зависит от высоты центра тяжести автомобиля, ширины колеи, боковой жесткости шин и жесткости подвески. Характерной особенностью полноприводных автомобилей, как отмечалось выше, является применение эластичных широкопрофильных шин, обладающих значительной боковой податливостью. Вследствие этого Аш у полноприводных автомобилей при больших поперечных нагрузках становится сопоставимым с величиной 0 5В, и пренебрегать этим обстоятельством нельзя. Значительно также влияние деформации упругих элементов подвески ( А) ввиду относительно меньшей жесткости рессор полноприводных автомобилей по сравнению с неполноприводными. При этом необходимо учитывать, что у полноприводных автомобилей грузовые платформы расположены высоко. Поэтому устойчивость против бокового опрокидывания приобретает для них важное значение, особенно на разбитых дорогах с малыми радиусами поворота. [33]