Cтраница 2
В XII веке, столь прославленном своим благочестием, между товарами часто попадались очень деликатные вещи. [16]
Шелига превращает христианство в индивидуальное качество, в благочестие, а мораль в другое индивидуальное качество, в добропорядочность. Он соединяет оба эти качества в одном индивидууме и нарекает этого индивидуума именем Жака Фер-рана, потому что Жак Ферран этими качествами не обладает, а только лицемерно разыгрывает их. Жак Ферран становится, таким образом, тайной добропорядочности и благочестия. Завещание же Феррана, напротив, есть тайна кажущейся добропорядочности и кажущегося благочестия, стало быть - уже не добропорядочности и благочестия самих по себе. Чтобы конструировать это завещание как тайну, критической критике следовало бы объявить кажущиеся добропорядочность и благочестие тайной означенного завещания, а не наоборот: завещание - тайной кажущихся добропорядочности и благочестия. [17]
В широком смысле пиетизм обозначает религиозно-мистическую настроенность, формальное благочестие. [18]
Араб, фужюр включает весь комплекс значения отсутствия благочестия: аморальность, цинизм, безнравственность. [19]
Учрежден в 1987 г. исключительно в целях благотворительности, благочестия, борьбы с неграмотностью, для научных и образовательных нужд. [20]
Мудростью Господней вхождение в Рай станет последним испытанием на благочестие, - отягощенное для человека всем, к чему человек исконне питает неприятие на грани отвращения, оно станет не только последним звеном из прошлого, но и первой ступенькой в вечную благодать Господнего Рая. [21]
Это своеобразная позиция мужчин - тенденция передавать соблюдение обрядов благочестия женщинам и детям - существует, по крайней мере отчасти, благодаря тому, что женщины среднего класса в значительной мере являются подставным праздным классом. То же справедливо, в меньшей степени, в отношении женщин низших, нуждающихся слоев. Они живут в условиях системы статуса, унаследованной ими от начальной стадии развития производства, и тем самым сохраняют настрой и образ мысли, когда все рассматривается с архаичной точки зрения. В то же время они не находятся в такой органической связи с производственным процессом, во всем его объеме, чтобы разрушить этот образ мысли, уже давно не соответствующий потребностям современного производства. Другими словами, особая благочестивость женщин - это частное выражение консервативности, которой женщины цивилизованных общностей обязаны в значительной мере их экономическому положению. [22]
Мы по опыту знаем, как велика разница между благочестием и добротой. [23]
Мы покупаем вовсе не здоровье, не знания и не благочестие. Голыпей пли меньшей вероятностью и с большим пли меньшим совершенством будут произведены эти дальнейшие результаты... Если в каждом данном случае были применены наиболее подходящие средства для достижения успеха, то производитель этнх средств имеет право на вознаграждение даже в том случае, если он и не добился успеха, не достиг ожидаемых результатов. Обмен завершен, как только дан совет или же дан урок и за них получено вознаграждение ( цит. [24]
Поистине, правдивость приводит к благочестию и, поистине, благочестие приводит к Раю, и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, лживость приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к Огню и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец. [25]
В студенческой среде такая тесная связь между атлетикой и обрядами благочестия - явление достаточно известное; однако тут есть одна характерная особенность, на которую не обращалось внимания, несмотря на ее достаточную очевидность. Религиозное рвение, которое сильно распространено в стихии университетской спортивной жизни, имеет особенную тенденцию выражаться в бездумной благочестивости и самодовольной покорности загадочному провидению. [26]
С течением времени антропоморфический культ с его кодексом соблюдения обрядов благочестия, находясь под давлением экономических потребностей и в результате разрушения системы статуса, сам испытывает постепенный и все больший распад. По мере того как происходит этот распад, с благочестивой позицией начинают смешиваться, ассоциируясь с ней, некоторые другие мотивы и побуждения, не всегда имеющие антропоморфическую природу и не обязательно объясняющиеся привычкой к личному подчинению. Не все из этих дополнительных побуждений, привносимых в религиозные обычаи современной жизнью, всецело согласуются с благочестивой позицией или с антропоморфическим пониманием последовательности событий. Поскольку происхождение этих побуждений неодинаково, их влияние на систему религиозной жизни также происходит в различных направлениях. Во многих отношениях они идут вразрез с лежащей в их основе нормой подчинения или подставной жизни, нормой, к которой как к реальному основанию нужно сводить весь кодекс соблюдения обрядов благочестия, а также институты церкви и духовенства. Вследствие наличия чуждых мотивов постепенно разрушается режим статуса в обществе и производстве и канон личного подчинения теряет ту опору, которую он находил в нерушимой традиции. В занятую этим каноном сферу деятельности вторгаются чуждые ему привычки и тенденции, и вскоре система церкви и духовенства частично обращается на другие цели, противоречащие в известной мере назначению системы благочестия, какой она была во времена наиболее сильного и характерного развития священства. [27]
Но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. [28]
Среди этих противоречащих мотивов, которые оказывают свое влияние на систему благочестия в ее последующем развитии, можно упомянуть мотивы благотворительности, а также товарищеского общения и развлечения в обществе, или, более широко, различные проявления чувства человеческой солидарности и сочувствия. [29]
Подразумеваются всевозможные внешние отклонения, допускаемые теми людьми, сердца которых лишены благочестия. [30]