Константинопольский патриарх - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Закон Сигера: все, что в скобках, может быть проигнорировано. Законы Мерфи (еще...)

Константинопольский патриарх

Cтраница 2


Другое послание из Константинополя, дошедшее в русской версии - Грамота великого патриарха Луки ко князю Ондр Ью Ростовскому Боголюбскому, датируемая 1160 или 1168 г. Автор послания - известный константинопольский патриарх Лука Хрисоверг ( 1157 - 1169 / 70 гг.), в юрисдикции которого находилась тогда и русская церковь. Лука Хрисоверг известен как канонист, инициатор постановлений, ограничивающих брак между близкими родственниками, а также полемист, утвердивший Соборное постановление, касающееся острой в Византии середины XII в. Отец мой более меня есть. Однако не менее значительна роль этого иерарха в истории русско-византийских церковных взаимоотношений.  [16]

Возможно, в глазах представителей Западной церкви Русь действительно могла в известном смысле быть частью Греции, т.е. восточнохристианского сообщества народов и государств, главой которого выглядели византийский император и константинопольский патриарх. Тогда следовало бы ожидать, что термин Греция в таком расширенном смысле будет свойствен не только Адаму, но и другим западноевропейским авторам.  [17]

Датой формального разрыва церквей принято считать 1054 год ( тоже следствие православной традиции) - в этом году папский легат кардинал Гумберт торжественно возложил на престол святой Софии текст с проклятием Константинопольского патриарха римским папой.  [18]

Послать к константинопольскому патриарху за благословением, помощью и советом; послать и на святую Афонскую гору, чтоб вызвать и привести преподобных мужей русских, в том числе блаженных Кип-риана и Иоанна, прозванием Вишенского, и прочих там находящихся, процветающих жизнью и богословием. Предстоит также духовная потребность и русских, искренне расположенных к добродетельной жизни, посылать на Афон, как в школу духовную.  [19]

Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием ( ум.  [20]

Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием ( ум.  [21]

Преемником Феогноста стал митрополит Алексей ( 1354 - 1378), о деятельности которого шла речь выше. Это был редкий случай, когда константинопольский патриарх утвердил на митрополичий престол русича, ставленника московских князей.  [22]

Лишь в русском переводе дошло до нас послание константинопольского патриарха Николая IV Музалона к епископу Нифонту Новгородскому от 1149 г. ( Повесть о Нифонте.  [23]

Синайская ( юрисдикция Иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская ( юрисдикция Константинопольского патриарха), Японская ( юрисдикция Моск.  [24]

С этого времени активизируется византийская церковная политика на Руси. В 1037 году при Ярославе Мудром русская церковь хотя и сохраняет церковную автономию, но переходит в ведение константинопольского патриарха. Ее митрополиты отныне и надолго ( кроме Илариона) - греки. Русская церковь станет автокефальной только в 1448 году, а патриархат, пятый патриархат восточных церквей, будет провозглашен ею в 1589 году.  [25]

Героизированный образ Василия I наделяется чертами мудрого политика, философа, ревнителя православия. Именно ему отводится роль просветителя славян, распространителя христианства среди других племен и народов, в том числе болгар ( крещение болгарского царя Бориса относится к 864 / 68 гг., а в 870 г. по назначению константинопольского патриарха Игнатия в Болгарии утверждается архиепископство) и росов.  [26]

Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей.  [27]

Через два года был предпринят другой поход, к которому, так же как и к первому, склонили Россию Австрия и Польша. Кроме того, бывший константинопольский патриарх Дионисий, низложенный турецким правительством за расположение к России, убеждал русских воспользоваться удобным случаем для освобождения христиан от турецкого ига, потому что между самыми турками тогда происходили междоусобия ( султан Магомет IV был низвержен войском, и на его место посажен брат его Сулиман II), а австрийцы и венецианцы одерживали верх над турками. Молдавский господарь Щербан, со своей стороны, убеждал московское правительство послать войско на турок и уверял, что все христиане, находящиеся под турецкою властью, восстанут при появлении русского войска.  [28]

Москвою и Бетлем-Габором трансильванским одолеют Польшу, то польские протестанты могут воспользоваться этим и провозгласить королем своим Бетлем-Габора, протестанта. Вот почему он старался уверить свое правительство, что Франции нечего опасаться союза Польши с Аз-стриею, ибо народ польский питает сильное нерасположение к последней, что, следовательно, нет нужды поднимать турок на Польшу. С другой стороны, де - Сези хлопотал о свержении константинопольского патриарха Кирилла, в котором видел деятельного противника католицизму; он доносил Людовику XIII, что Кирилл - опасный еретик, кальвинист, который имеет одну цель - истребление католицизма и распространение кальвинизма в Греции и на всем Востоке, что для этого Кирилл назначает на свое место одного из своих родственников, который изучал кальвинизм в Англии. В 1623 году де - Сези удалось свергнуть Кирилла, но через несколько месяцев Кирилл опять успел занять свой прежний стол, и де - Сези продолжал враждовать с ним; по его до. Кирилл напечатал в Виттемберге под именем ученика своего Захария и распространил по всему Востоку наставление, наполненное мнениями кальвинскпми и лютеранскими. В Кафе ждала посланников беда: сюда дали знать из Азова, что донские козаки вышли в море; посланников по этим вестям задержали.  [29]

Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной ( ортодоксальной) и католической ( вселенской) в противоположность ересям. После разделения церкви название католическая осталось за западной ( римской), православная за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г. когда римский кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил Керуларий отлучили друг друга от церкви.  [30]



Страницы:      1    2    3    4